Главный хранитель фондов Государственного архива Витебской области, кандидат исторических наук Константин Карпекин в одной из публикаций написал, в начале XX века в Витебске действовали 74 синагоги и иудейских молитвенных дома.
Прошло чуть более ста лет. Еврейская община Витебска прочувствовала на себе все огненные вихри этого времени. В городе оставалась одна небольшая действующая синагога, открытая в начале 90-х годов на месте молитвенного дома и останки (разрушенные стены) Большой Любавичской синагоги по ул. Революционной.
И вот впервые за более чем сто лет в Витебске построена синагога, получившая название «Шатёр Давида». Новый 5778 год по еврейскому календарю иудейская община города встретила в ней. Здесь прошла первая молитва.
Внешне синагогу видели многие витебляне, проезжая или проходя по улице Грибоедова, и по достоинству оценили красоту здания (архитектор Алексей Федористов), которое органично вписалось в старый городской район.
На фасаде синагоги золотыми буквами на иврите написано её название «Охель Давид» («Шатёр Давида»)
17 октября 2017 года состоялось торжественное открытие новой синагоги.
Наш собеседник Томчин Леонид Альбертович – председатель Витебской иудейской общины.
– Конечно же, центр синагоги – это молельный зал. Мы постарались совместить в молельном зале каноны ортодоксальной синагоги, дух города Витебска, красоту и удобство для молящихся.
Сердцем молельного зала является Арон Кодеш – святая святых, в котором находится свиток Торы.
Бима, место, где читают Тору, в центре зала – на возвышении, в отличие от старой синагоги. Эта бима гораздо большего размера. Одновременно у свитка Торы могут находиться 4-5 человек.
Молельный зал рассчитан на 80-85 человек. В синагоге удобная мебель для молящихся. В восточную стену вмонтированы камни из Иерусалима, символизирующие «Стену плача». На плоскости, отделяющий балкон от зала, копии работ Марка Шагала (цикл витражей «Двенадцать колен Израилевых»). Они подчеркивают неразрывную связь новой синагоги с историей Витебска.
Молельный зал светлый, высокий. Внешне напоминает шатёр. На потолке двенадцать сводов. В зале, конечно же, книжные шкафы, в подтверждение того, что евреи – это народ книги.
– Своеобразную экскурсию по новой синагоге мы начали с молельного зала. Для чего предназначены другие помещения?
– Здание синагоги – это более 600 квадратных метров. Просторный круглый холл со стеклянным куполом – создает хорошее светлое настроение.
В одном из помещений мы планируем сделать Музей еврейской жизни Витебска.
Имеется просторный учебный класс.
Этажом ниже расположена миква – бассейн для ритуальных омовений. Он выполнен по всем канонам ортодоксального иудаизма. Это одна из немногих микв в Беларуси.
– Рядом, буквально в ста метрах, осталось здание старой синагоги. Она служила иудейской общине с начала 90-х годов. Дальнейшая судьба этого здания?
– Старое здание будет использоваться общиной для проведения праздников, но синагогой уже являться не будет.
– Строительство синагоги продолжалось два года. Оно началось осенью 2015 и завершилось после осенних еврейских праздников нынешнего года. Основная финансовая нагрузка легла на Вас и организацию, которую Вы возглавляете – холдинг «Аптека-Групп». Кто ещё стал спонсором возведения новой синагоги?
– Синагога строилась исключительно на деньги перечисляемые людьми на благотворительность. Я уверен, что всеми движет искреннее желание помочь и быть причастным к строительству малого храма в г. Витебске, в городе с большой еврейской историей. Строительство малого храма, которым считается синагога, это прямой путь к восстановлению Большого Храма. Имена всех людей, кто помогал в строительстве, мы отметим на табличках внутри и с наружи здания.
Они заслуживают, чтобы о них вспомнили, независимо от того, какую сумму пожертвовали. Но в рамках интервью это сделать невозможно и поэтому я назову лишь некоторых спонсоров проекта.
Основной вклад сделали витебляне, представители бизнеса: фирма «Рубикон» и её руководитель Фарбер Виктор Львович, Рогатников Олег Львович, Гарцман Борис Наумович, Козловский Алексей Яковлевич, Беленький-Гордонов Николай Николаевич. Особенно хочется отметить Манулькину Любу Лейбовну, которая перечислила деньги, причитавшиеся ей, как малолетней узнице Витебского гетто. Хочу вспомнить нашего земляка, ныне живущего в Санкт-Петербурге Алексея Гнесина. На наш призыв отозвались бизнесмены из Латвии Борис Крупник, Виктор Брод, Роман Дейч, Игорь Раппопорт.
Всем названным и не названным мной людям огромное спасибо!
С Витебском связаны имена многих известных раввинов. Недавно в Музее Шагала прошла выставка «Раввинская династия», посвящённая раввину Медалье, служившему в Витебске, затем в Москве. В страшные годы сталинизма он взял на себя ношу главного раввина страны, честно нёс её и поплатился за это своей жизнью.
Витебск всегда был одним из центров еврейской диаспоры, действовали синагоги, молитвенные дома, работали ешивы, Талмуд-Тора.
Конечно, сегодня другие времена. Но всё равно звание раввина Витебска – звучит!
Рассказывает главный раввин Витебской синагоги Малкиель Горгодзе.
– Расскажите о себе, своей семье. Есть ли в Вашей родословной витебские страницы?
– Родился в Минске. После школы уехал в Одессу, там женился и там же закончил Южноукраинский национальный университет им. К.Д Ушинского по специальности психология, параллельно работал раввином в г. Измаил, после учился в ешиват РаН в Иерусалиме и ешиве «Торат Хаим» в Москве.
В отношении моего приезда в Витебск, вся история мне кажется довольно любопытной. Когда ещё, будучи студентом, меня кто-то в шутку спросил, где бы ты хотел быть раввином, я ответил, что в Витебске. Почему я так сказал? Я родом из Беларуси и всегда чувствовал особую связь с этим местом. Для меня это место, где я вырос, где провёл своё детство, где встретил первых и лучших друзей. Отсюда, как часть моих кровных предков, так и тех, кого я считаю своими учителями и чьим последователем мне хотелось бы быть. Поэтому я как-то не заметно для себя всегда, где бы я не находился пока не приехал в Витебск, на вопрос «Ты откуда?» отвечал из Минска, хотя многие годы к тому времени там уже не жил.
Говоря о предках: мой дед родом из Витебска, его мама – из Глубокого, семья жила в Орше и Расаснах. Когда я учился в ешиве, то не думал, куда-либо ехать. Когда мне сделали предложение поехать работать раввином, я готов был услышать любое название города, но только не Витебск. И конечно, тут я не смог отказать, для меня это было неким ощущением проведения. С одной стороны мои предки отсюда, с другой стороны – Витебск и его округ это колыбель белорусского хасидизма наряду с Пинском, Кобрином, Слонимом. И это вселяет в меня надежду, что раз всё так, то возможно у меня получится принести пользу и помочь местному еврейству.
– Изменится ли жизнь витебской иудейской общины после открытия новой синагоги?
– Должна измениться. Старая синагога может показаться в чём-то аутентичной и мне это импонирует, но, конечно, она уже не в состоянии вместить всех желающих и, безусловно, не отвечает современным тенденциям. Новая синагога — это большое просторное строение с молельным залом, классом для занятий, миквой. Оформлена в современном стиле и органично вплетается в архитектуру города. Это иудейское культовое сооружение, построенное от начала до конца на новом месте на территории Беларуси впервые за сто лет. Современному человеку важна радость глаз и ощущение сакральности места, некое эмоциональное переживание. Сегодня Витебская синагога – это может предложить.
17 октября перед новой синагогой ещё за час до её торжественного открытия стали собираться люди. Пришли члены еврейской общины, многие евреи города отпрашивались с работы, чтобы приехать сюда. Некоторые говорили, что впервые сегодня войдут в синагогу.
Разделить праздник пришли люди различных национальностей. Некоторые это сделали просто из любопытства. Прохожие спрашивали: "Что здесь будет?", а потом надолго задерживались у синагоги.
На торжественное открытие прибыли представители областной и городской власти, международных неправительственных организаций, христианских конфессий, еврейских религиозных объединений и общин из Беларуси и России.
...Скрипач на крыше заиграл еврейскую народную мелодию. Внизу её подхватили два юных скрипача: за юношей стояли пожилые прихожане, мальчик играл во главе детской колонны.
Перед новым зданием встретились два поколения: старая синагога и новая. И закружились в хороводе с разноцветными шарами.
Как-будто по заказу или просьбе осенние дожди в этот день уступили место ласковому солнцу.
...Выступали почётные гости. Было заслушано приветствие от губернатора Витебской области.
А затем наступил кульминационный момент – перерезана ленточка перед входом в новую синагогу.
В небо полетели воздушные шарики.
К дверям синагоги, молельного и учебного классов были прикреплены мезузы.
Десятки людей в молельном зале слушали выступления раввинов.
Для всех желающих была проведена экскурсия по новой синагоге.
"Шатёр Давида" открыт! В добрый путь!