Основатель частного учреждения образования «Средней школы “Бейс Агарон”» или, как её часто называют Еврейской школы в Пинске, Моше Фима.
Гражданин Великобритании, вырос в городе Манчестер. Учился в Ньюкасле (тоже Великобритания). Один год жил в Израиле. Затем пять лет работал в Украине в еврейских благотворительных организациях.
Мы в небольшом, но в давно обжитом кабинете Моше Фимы, с которого и начинается школьный коридор, беседуем о делах, которыми он ежедневно занимается и, которые его волнуют уже более двадцати лет.
– Пяти лет работы в Киеве мне хватило, чтобы почувствовать, что я наступаю «на чьи-то пятки», – Моше вспоминает начало своей профессиональной деятельности. – Человек, когда он куда-то заходит, должен чувствовать и понимать, когда и куда надо выходить. Я был готов к самостоятельной работе. Мне предложили для будущей деятельности три страны: Азербайджан (работу в Баку), Молдову (Кишинёв) и третье предложение – небольшой город на юге Беларуси – Пинск. Я решил, что лучше всё начинать на новом месте, не входить в уже сложившийся проект, и выбрал – Пинск.
Впервые я приехал сюда 20 августа 2000 года.
Пришёл в отдел народного образования и сказал, что мы хотим открыть в Пинске еврейскую школу.
– Педагогика для Вас близкая тема? В Вашей семье кто-то был педагогом?
– Человек начинается с детства. И с детства надо с ним работать, чтобы повзрослев, он состоялся как личность. Моя мама Лиза, её уже нет среди нас, была педагогом. Папа – Давид. Он роддом из Марокко. Когда ему было 14 лет, приехал в Америку. Из Америки перебрался в Англию.
– Неужели ничего не слышали, и не знали о Пинске до приезда сюда?
– Читал, что Пинск – это город с большой еврейской историей. Я ученик Карлин-Столинского ребе. (Моше Фима показал его потрет, который висит в кабинете). Карлин сегодня – это часть Пинска. И я решил, что Пинск – хорошее место для еврейской жизни и моей работы.
Приехал вначале один. Меня познакомили с замечательным человеком Игорем Абрамовичем Карлинским. Он имел огромный педагогический опыт, больше пятидесяти лет работал в сфере образования, был директором школ. Он согласился стать директором создаваемой школы. Первый год был и директором, и завучем. Во многом благодаря ему мы наладили хорошую педагогическую работу. Сегодня, к сожалению, Игоря Абрамовича уже нет среди нас. Из первых, кто создавал школу, у нас работает Владимир Михайлович Добринский. В разные годы был заместителем директора по воспитательной работе, старшим воспитателем.
Я каждый день ездил из города в город, был в Минске, во всех областных городах Беларуси. Меня принимали в еврейских общинах, я встречался с людьми, чтобы найти детей, которые будут у нас учиться. Было много встреч, не все сразу поверили в нас. Но у меня уже был пятилетний опыт работы в Украине, я чуть-чуть понимал менталитет здешних людей. Мне кажется, что белорусский народ более добрый, открытый для общения.
1 сентября 2000 года мы открыли еврейскую школу для мальчиков и начали занятия. При пинской детско-юношеской спортивной школе была небольшая гостиница. И там находилась наша школа. Первый адрес: ул. Партизанская, 33. Были классы, спальни. Через год мы открыли школу для девочек. Они перешли учиться и жить в эту гостиницу, а мальчики поехали в Кончицу. Это маленькая деревня в 30 километрах от города. Красивое место, рядом, буквально, райский сад. Самые хорошие воспоминания о работе и жизни в Кончицах.
Игорь Абрамович Карлинский с его огромным жизненным, профессиональным опытом и авторитетом, решал организационные вопросы, связанные с педагогический деятельностью. Из Израиля приехала семья Алберсон. Она сама пинчанка, и муж её тоже из Беларуси. Они стали учителями иврита, еврейских традиций.
Мы занимались по государственной программе плюс иврит и еврейские традиции.
– Как сложилась судьба Ваших первых учеников?
– Кто-то из них сейчас живёт в США, кто-то в Израиле, кто-то в Беларуси. Многие выпускники получили высшее образование. У ребят есть такая возможность, продолжить учёбу там, где они хотят. Работают и на заводах, и на фирмах – программистами, другими специалистами.
Недавно мы организовали уикенд в США для наших выпускников. Ребята встретились, и я там был.
Конечно, очень хорошо, если наши выпускники получают высшее образование, но если и не получают, я не считаю, что они потерялись в жизни. Главное, чтобы стали достойными людьми.
– Много ваши выпускники остаются в Беларуси?
– Не многие, но остаются. Здесь продолжают учиться, или начинают работать. У каждого свой жизненный путь. Мы всегда уважаем выбор наших учеников.
– Поговорим о дне сегодняшнем. В школах и для мальчиков, и для девочек, созданы хорошие условия. К чему сейчас стремитесь?
– Здание школы для девочек построили в 2003-2004 году. Мы поняли, что в первую очередь должны позаботиться о девочках и создать им хорошие условия. Школу для мальчиков долго строили и завершили строительство в 2014 году. Мы постоянно улучшаем материальную базу, делаем ремонты, покупаем новое оборудование, мебель, школьный инвентарь.
Недалеко от Жодино построили базу отдыха «Чайка». Летом там организуем лагеря отдыха для мальчиков и девочек. В этом году проводится две смены по 150 человек. Причём родители оплачивают только проезд детей до лагеря, остальные расходы мы берём на себя. Отдыхают, приобретают новые знания, знакомятся друг с другом ребята со всей Беларуси.
На письменном столе Моше Фимы компьютер. Он повернул ко мне монитор, и я увидел чертежи здания. Конечно же, заинтересовался, что это?
– Строим в Минске новый еврейский центр. На первом этаже будет кошерный ресторан. Причём, надеемся, что он откроется и останется работать надолго. На втором этаже будет образовательный центр: и для детей, и для взрослых. Для тех, кто работает, и для тех, кто учится в обычных школах. Надеюсь, осенью встретимся в этом центре.
– Сделали и построили Вы многое. О себе не забыли? Где живёте сами?
– В Пинске уже 22 года живу. Построил дом, у меня семья: жена и семеро детей.
Аркадий ШУЛЬМАН