Поиск по сайту журнала:

 

 2 марта 2024 года в Мозыре состоялась необычная лекция-презентация на тему «Ведьмы (народная демонология Полесья)». 
Место выбрано неслучайно. Музей «Полесская Веда». Веды – это древние знания. Полесские Веды – особенные знания о нашем полесском крае в виде историй, одежды, артефактов, мифологии, магии, праздников, традиций, взаимоотношений с природой и невидимым. Это неповторимый мир сказок и легенд. 

 

Лекторов стали приглашать недавно. Занимаются организацией таких мероприятий музей "Полесская Веда", его сотрудники Виталина и Марина. Им помогает Елена Мельченко.Елена – создатель проекта муралов Мозыря. У неё дар писать о Мозыре так, чтобы в город влюблялись. По образованию Елена – филолог и историк. Поэтому вызванное желание пригласить коллег в Мозырь и рассказать о Полесье со своего профессионального ракурса – вполне объяснимо. 

Я побывала на почти всех лекциях в музее. Татьяна Володина, Олег Дернович, Дмитрий Скворчевский, Сергей Грунтов – каждое их выступление вызвало глубокий интерес моей пытливой к краеведению натуры. Слышать белорусскую речь в жизни – особенная отрада. Сам факт говорения очаровывает.

Вернемся к недавней лекции. Вокруг – полесские «строи» (музейная коллекция народных костюмов выставлена в этом зале). Все ожидают Деда Янкеля. Ну, пожилого человека хотя бы за шестидесят. 

Заходит молодой парень и представляется на белорусском языке: «Добрый день! Я – Дед Янкель. Возможно, Вы не ожидали, что деду будет 26».

Этого не ожидала я. Деда Янкеля на самом деле зовут Игорь Гайкевич. Откуда такой псевдоним?. Мне на память пришёл персонаж «Пана Тадеуша» Янкель. Ещё я знаю некоторых белорусских евреев с таким именем. Думаю, Вы тоже нередко слышали это имя. Скорее всего, подсознательное творчество неслучайно избирает такой псевдоним. 
Сам Игорь на вопрос о псевдониме ответил: «Раньше в Букче на улице, где я вырос, жил запоминающийся старик – дед Янкель».

Кстати, родители Игоря до сих пор живут в Букче на этой улице.

Из лекции Игоря: понятие «ведьма» объясняется полесским языком. «Та, что ведает».  Знахари, шептухи, ведьмары, ведьмы – можно продолжать этот ряд. У ведьмы было много прозвищ. 

Были упомянуты и молочные ведьмы. И моя память просто закричала.

Моя покойная бабушка Маня шепотом рассказывала про её соседа, который «крал молоко у всех её коров». За коровами она ездила из Мозыря в Житомир. Назад возвращалась на товарном поезде. Видимо, в Житомире был большой рынок, и слава о нём дошла до моей бабушки. Только она приводила эту корову к себе во двор, как откуда ни возьмись – стоял её сосед. Упрекал, почему не сказала ему, что пошла покупать корову. Зачем ему говорить было об этом? После его ухода на огороде прыгала большая жаба. Даже моя мама её помнит. И у коровы пропало молоко. Говорили, если побить жабу палкой, то колдующему станет плохо. Но приближаться к огромной жабе никто не решался. 

Не передать, какое это было горе. После войны многодетные женщины не получали ни пенсии, ни детских пособий. И работать на заводах не могли. У бабушки шесть детей. И всегда масса другой родни. Все – дома. А сколько стоило семье собрать деньги на корову?! И привезти её издалека?! 

Однажды у соседа уехала жена и он попросил мою бабушку подоить его корову. Бабушка наблюдала следующее. Сосед приказал корове стать. И она застыла, как вкопанная. И пока бабушка не надоила полные ведра молока, она стояла, не шелохнувшись. При этом бабушка моя плакала. Она понимала, что это она «молоко своей коровы» ему доит. Но не могла отказать соседу. Чтобы он чего страшнее не сделал. Когда умирал, его тело поднялось на метр от кровати. Пока в крыше не сделали отверстие, не мог умереть. Свой «дар» он так никому и не передал. И хорошо. 

После того, когда я узнала эту историю, пришла в бабушкин сад. И старая ворона перелетела с громким карканьем нашу территорию от соседей к другим соседям. Как будто знала мои мысли... 

Лекцию сопровождали слайды. Каждое слово Игоря отзывалось в моей душе воспоминанием. Такой внутренний диалог с лектором вызвал много вопросов. 

Я спросила, откуда родом дедушки и бабушки Игоря. Оказалось, что по папиной линии – из деревни Букча Лельчицкого района. 

Я знала эту деревню по группе “Букча” на сайте одноклассники.ру

Когда-то в интернете я нашла фотографии Натальи Дорош. Она фотографировала Букчу 1970-х. Я сделала в этой группе папку с её фотографиями жителей. Была очень удивлена тогда активности комментирующих. Мой сосед Колёсный из этой деревни. А теперь – и Дед Янкель. 

У Деда Янкеля в 2023 году вышла книга «Дзедавы казкі». Я была рада, что на лекции села поближе и смогла «урвать» себе один из семи привезённых экземпляров. 

Дома стала читать. В сказке «Русалка» приводится поверье о том, что русалки на полесских болотах – это египтяне, которые утонули, когда Моисей закрыл над ними море. И здесь не обошлось без влияния Торы на полесский фольклор. 

В очень простых текстах сказок я увидела глубинный для себя смысл. Как в обрисовке персонажей, так и в повествовании о самих верованиях. Потому что для меня категория волшебных и волшебно-бытовых сказок – это знаковая летопись истории, которую нам важно расшифровать. И это даёт ответ на вопрос «Почему евреи и полешуки всегда могли уживаться, несмотря на разные религии, верования и традиции?».

Большое спасибо Деду Янкелю, другим замечательным лекторам и музею «Полесская Веда» за открытие нам драгоценных Вед Полесья! 

Света Иванова

Обложка книги.