Поиск по сайту журнала:

 

Маргарита Юшкевич в музееЕвреи в Старосельском крае появились в дореволюционное время и многие из них дожили до Великой Отечественной войны. Они тут жили целыми семьями и мирно сосуществовали с местным населением. Какие причины заставили их облюбовать наш край, выяснить сейчас невозможно.
Многочисленная была семья Уздиных. Было их пятеро братьев: Абрам, Мендель, Давид, Гирша, Кострим. Все они были Лейбовичи. У каждого из них был свой дом и своё дело. Четверо из братьев жили в деревне Новка. Абрам, Мендель и Давид занимались торговлей и жили богато. Неудачником среди братьев считался Гирша. Занимался он тем, что скупал у местных жителей птичьи перья и телячье мясо. Всё это он продавал в городе, там же покупал дёготь (масло для смазки катков деревянных телег) и продавал его в деревне. Торговля шла плохо. Выручка была небольшая, и жил он бедно. Над ним в деревне шутили и придумывали разные смешные истории. Вот, например, одну из таких историй автор записала от бывшей старой учительницы Поляковой А.А.

– Жил в Старом Селе отставной поручик Лабунский Евстафий. Он был хозяином имения Староселье. У него было много породистых лошадей, на которых помещик часто выезжал для объезда своих земель. По характеру он был гуляка и очень шутливый. Однажды при очередной прогулке Лабунский на дороге в д. Уволоки повстречал Гиршу, который на телеге вёз в мешках перья и в бочке дёготь. Помещик решил развлечься. Он предложил Гирше за деньги вылить в песок дёготь и высыпать туда перья. Когда Гирша выполнил это, юморист предложил ему раздеться догола и вываляться в содержимом. После этого трюка Гирша имел очень потешный вид, над которым Лабунский долго смеялся. Он заплатил Гирше не только по договору, но и добавил на мыло, которое мало помогло. И Гирша долго по деревням ездил чумазым и своим видом вызывал смех и шутки.
Старший брат Уздиных Кострим жил в Старом Селе в двухэтажном деревянном доме. Через дорогу у Кострима был ещё большой дом, разделённый на две половины. В одной половине был магазин, а другую он предоставлял молодым еврейским парам для свадеб. У Кострима был хороший доход, и жил он зажиточно. Братья Уздины выехали в Ленинград после убийства одного из них жителем Старого Села с целью ограбления.
А вот одна из родственниц Уздиных жила в селе до самой войны, звали её Минчиха. Она занималась выпечкой хлеба для дачников. Была убита немцами в Бешенковичах в начале войны.
Местные старые жители запомнили и еврея Миндлина Янкеля. В деревне его звали резником, потому что по просьбе жителей он убивал скот. У Янкеля был сын Арон. Уже в 14 лет он начал свою трудовую деятельность: работал по найму на погрузке дров в Старом Селе и Язвино.
Жизнь Арона Яковлевича была трагична, но прожил он её ярко и достойно. Об этом очень хорошо написано в книге Подлипского А.М. «Свидетельства ушедшего времени в переписке» (изд. 2011г.).
На Старосельском лесозаводе вместе с Миндлиным Ароном работал и еврей Муцвинято Шалом. Пропал без вести во время войны.
Старожилы Старого Села хорошо помнили и последнего управляющего имения генерала Андриянова горбатенького человека Баева Хайма Шамовича, который продолжал распоряжаться имуществом помещика Андриянова и тогда, когда сам помещик эмигрировал за границу, а его имущество было реквизировано. Баев самолично продал большой сарай братьям Алексею и Титу Саможневым. Сарай был оборудован под жильё, этот дом сохранился в войну, и доныне в нём живут люди, а бревна дубовые в стенах, надо думать, ещё долго будут стоять.
Местная жительница Барченко Т.Е. в своих воспоминаниях рассказала о еврее Великине Л.М., который долгое время до войны жил в Старом Селе. У него была жена Гися Марковна и два сына. Когда началась война, Гися Марковна погрузила на телегу имущество и вместе с сыновьями пошла на восток (муж в это время был занят отгрузкой государственного имущества в Витебске для эвакуации). Все беженцы оказались в окружении и вынуждены были вернуться назад. Вернулась и Гися. Она была взята местной властью на учёт. На некоторое время женщина откупилась золотом, но оставаться жить и далее в Старом Селе было опасно. И тогда домработница Павлова Просковья тайно отвела еврейскую семью в д. Войханы Городокского района к своей племяннице. Оттуда она со своими сыновьями были переправлены на Большую землю. И все в войну выжили. Сам Виликин Л.М. погиб, а сыновья после войны приезжали на свою родину в Старое Село.

Маргарита Юшкевич,
директор Народного историко-краеведческого музея
Старосельской средней школы Витебского района

На снимке: Маргарите Юшкевич в музее.

Маргарита Юшкевич в музее