С сентября 2014 по июнь 2015 года проходил Республиканский конкурс "Никогда не забудем: внуки о войне". Для участия в конкурсе было заявлено более 700 работ.
Рассказ Евы Рогатниковой про своего дедушку Рогатникова Льва Борисовича занял 2 место среди работ учащихся Витебской области.
По итогам конкурса издана книга "Никогда не забудем: внуки о войне", куда вошёл и рассказ Евы Рогатниковой.
Мой дедушка
Мой дедушка – Рогатников Лев Борисович (Лейб Беркович), родился 28 августа 1925 года.
Когда началась война, ему ещё не было и шестнадцати лет.
Дедушкин папа в то время работал на строительстве аэродрома на границе с Польшей. А мама, брат и сестра не уезжали из Витебска, а ждали возвращения отца. Во время бомбежек они прятались в подвале дома.
Дедушка рассказывает, что в первые дни войны самые мудрые и уважаемые евреи города собрались возле Смоленского рынка и решали, что делать общине. Они сидели на бочках с огурцами и селёдкой и шумно спорили, а дедушка стоял за их спинами и внимательно слушал. Были такие, кто говорил: «Что мы немцев не видели? Мы жили при них в Первую (мировую) войну, будем жить и сейчас». Другие отвечали: «Вы что не знаете, что сейчас Гитлер делает с евреями?»
Но всей правды тогда не знал никто. Те, кто остались – все были убиты, а те, кто уехали – получили шанс выжить в этой ужасной войне.
Когда дедушкин папа вернулся, они все вместе отправились в эвакуацию в Оренбург. Ехали в товарных вагонах. По ночам поезд бомбили немецкие самолёты, поэтому по ночам поезда стояли, а люди выходили и прятались в лесу.
Так они добирались больше месяца до Оренбурга и приехали к сестре дедушкиной мамы. Но к ней приехали ещё две сестры со своими семьями и все не могли вместиться в маленьком доме, поэтому старшие дети спали на улице во дворе. Позже они все переехали в пригород Оренбурга, где стали работать на разных работах, а дедушка пошёл учиться в ремесленное училище.
Летом 1942 года старшую сестру дедушки Цилю забрали на фронт. Она стала радисткой, прошла всю войну до Берлина.
В конце 1942 года, когда дедушке исполнилось 17 лет, он пошёл в армию. Его направили учиться в Рижское военное пехотное училище на командира пехотного взвода. Это училище в то время находилось в Башкирии, в городе Стерлитамак. Но доучиться ему не удалось. На фронте не хватало бойцов и курсантов спешно в феврале 1943 года забрали на фронт. Он попал на Южный фронт в район Донецка.
Дедушка вспоминает, что днём были бои, а по ночам – передышка: можно было умыться, поесть, поспать и немного набраться сил.
Однажды их батальон вышел к Дону. Нужно было переправляться, но мост немцы разбомбили. Поэтому днём солдаты строили плоты, а ночью переправлялись на другой берег. Но немцы вели сильный обстрел и многие из солдат – дедушкиных сослуживцев, там погибли и утонули.
Как-то во время боя дедушка запрыгнул в немецкий окоп, там был фашистский офицер. Он ударил дедушку рукояткой пистолета по лицу, а дедушка выстрелил ему из автомата в ногу, и взял его в плен. У дедушки до сих пор есть небольшая ямочка на лбу, которая напоминает ему об этом случае.
3 сентября 1943 года дедушкин взвод наступал. Дедушка полз по полю боя под сильным обстрелом, и спрятался передохнуть за мёртвым солдатом. Правой рукой он потянулся вперёд, чтобы очистить от грязи мушку на своём автомате. И в это время его заметил фашистский снайпер. Только благодаря случайности пуля не попала дедушке в голову, а прострелила навылет правую руку и плечо. А когда он лежал и пытался остановить кровь, рядом взорвался немецкий снаряд. Осколок от него пробил дедушке лёгкое и остановился возле сердца. Он и по сей день там, потому что во время войны таких сложных операций не делали, а после войны врачи решили его не трогать.
После ранений дедушка попал сначала в госпиталь в небольшом городе Вольске на Волге, а потом по реке на корабле в Горький (теперь это Нижний Новгород). Там ему сделали операцию, сшили сосуды и нервы. Но рука всё равно не слушалась, и только через 5 лет дедушка понемногу начал ей что-то делать. В марте1944 года его отправили к семье в Оренбург.
В декабре 1944 года семья вернулась на родину в Витебск. Дом, в котором они жили до войны, сгорел. Семья получила комнату в общежитии.
Осенью 1945 года дедушка поступил в училище и продолжал своё обучение.
И началась мирная послевоенная жизнь.
Рогатникова Ева, 12 лет