Очерк об Абраме Тарнопольском был написан брестским журналистом, участником Великой Отечественной войны Аркадием Бляхером более сорока лет назад.
Прочитал его недавно. Дочь Аркадия Бляхера – Регина Симоненко передала в редакцию альбом из семейного архива, куда её отец вклеивал газетные статьи о подвигах евреев-участников Великой Отечественной войны. Статьи из разных изданий, в основном московских, как тогда говорили, «центральных». Думаю, что многих авторов этих статей уже нет в живых. И среди этой подборки евреев-героев статья Аркадия Бляхера об Абраме Тарнопольском, которую мы решили перепечатать в нашем журнале. Мы помним подвиг героя, а сам очерк – это также память об исследователе вклада еврейского народа в победу над фашизмом, высокопрофессиональном журналисте и литераторе из Бреста Аркадии Бляхере.
Я много раз встречался с ним, подолгу беседовал. Мудрый, проживший трудную жизнь, Аркадий Бляхер, как говорится, всё понимал без слов.
Я попросил Регину Симоненко, которая сегодня является председателем Брестского городского еврейского общественного объединения «Бриск», рассказать об отце, который тоже продолжительное время возглавлял еврейскую организацию Бреста, Заслуженном журналисте Республики Беларусь, участнике Великой Отечественной войны, создателе Брестского научно-просветительского центра «Холокост» Аркадии Моисеевиче Бляхере.
«Папа был очень порядочным человеком. Как бы это сегодня ни звучало. Делал акцент на фронтовую дружбу, на журналистский профессионализм. Был очень деликатным человеком. В любых ситуациях старался оставаться оптимистом. Никогда ничего не требовал. Был очень обязательный. Если сказал – сделал. Любил жизнь. Не жаловался.
Один такой эпизод. Я была студенткой Минского политехнического. Мне должны были купить пальто. Но в это время папа получил информацию о том, что у одного однополчанина или из Куйбышева, или Саратова сгорел дом. И деньги на моё пальто были отправлены этому человеку.
Когда папу похоронили, я Ефиму (директору Брестского Хэсэда) сказала: «Таких, как папа, у тебя мало было». Он ответил: «Мало? Он такой один был».
Аркадий ПАПКОВ