45 36 01 2001 июля 2023 года исполнилось 12 лет со дня смерти заслуженного тренера СССР и Беларуси по баскетболу Семёна Львовича Халипского. Мне посчастливилось знать этого замечательного человека. В некотором смысле он даже связан родством со мной, так как моя умершая супруга – его двоюродная сестра.

Когда Семён Львович по делам приезжал в Витебск, он останавливался у нас на квартире. Иногда мы с женой приезжали к нему в гости в Минск, где он проживал с семьёй. Я общаюсь с его женой Линой Халипской, проживающей в столице Беларуси, а также с другими его родственниками.

Семён Львович во многом в жизни обязан своей супруге. С ней он часто советовался, она организовывала его быт, занималась воспитанием детей.

Семён Халипский родился 10 апреля 1938 года в Шклове Могилёвской области. Сейчас на доме, в котором он проживал, установлена памятная доска.

Его отец не вернулся с войны. В послевоенные годы Семён вместе с матерью Фаиной Самуиловной проживал в Могилёве. Время было во всех отношениях трудное. Но жизнь продолжалась. Как вспоминал Семён Львович, часто вместе с другими детьми он играл в футбол, гоняя консервные банки. Позже стали оборачивать эти банки тряпками, получалось что-то вроде мяча. Благодаря этим играм он не попал в плохие компании. В одной из команд Семён играл на первенство города.
Во время учёбы в школе его и некоторых других ребят баскетбольный тренер Илья Григорьевич Каган пригласил в свою секцию. С этим человеком он всю жизнь поддерживал связь.
Семён Львович вспоминал, что тренер сумел заменить ему не вернувшегося с войны отца. Заботился о нём, следил за учёбой в школе, за успехами в играх, обеспечивал спортивной формой. Мне довелось увидеть этого тренера в траурные дни похорон Фаины Самуиловны. Семён Львович на похороны матери приехать не смог, так как его команде предстояла ответственная игра в Испании. Организацией похорон занимались Лина Халипская, некоторые её родственники, а также друг Халипского – преподаватель Могилёвского университета Яков Тылин.
По настоянию матери Семён окончил Могилёвский строительный техникум, после чего один год работал на строительстве 143-квартирного дома в Могилёве. С работой хорошо справлялся. Но потом его опять поманил спорт. В 1962 году Семён окончил факультет физвоспитания Гомельского университета. Вернувшись в Могилёв, пошёл работать в областной совет спортивного общества «Красное Знамя». Ходил по школам, набирал мальчиков и девочек в секции, тренировал их. Работал на полставки, получал 45 рублей в месяц. Но зарплата для него была второстепенным делом. Работал с большим удовольствием. Жил с матерью. Проблем с жильём и питанием не было. Его команда начала всех обыгрывать и в городе, и в области, и в республике. Ему предложили перебраться в Минск.
«Когда перебрался в Минск, мне очень помог Вячеслав Михайлович Кудряшов, – вспоминал Халепский. – Взял под свою опеку, многому научил. Это специалист с большой буквы».
О жилье Семён Львович не думал, о чём позже пожалел. Чтобы прописаться в Минске, нужно было 12 кв. м жилой площади. Обошёл в частном секторе много домов. Наконец нашёл, прописался, снял квартиру.
Жильё ему пообещали, когда уже стал солидным тренером. Но он так и не получил государственную квартиру. Сперва просил за игроков, уступая свою очередь. Потом построил кооперативную квартиру, которая по советским нормам имела лишних 4 кв. м, не дававших права на получение государственного жилья. Ему удалось обеспечить государственными квартирами многих сотрудников спортклуба «Горизонт», кроме самого себя.
Тренировал на радиозаводе девочек, создал там детско-юношескую школу. Тогда ещё завода «Горизонт» не было. Взрослая команда радиозавода в то время неудачно играла в первой лиге чемпионата СССР. Он согласился стать тренером этой команды, обновив её наполовину своими школьницами. После этого начались успехи команды. Некоторые коллеги этим успехам завидовали и делали многое, чтобы убрать Халипского из команды. Но руководство не прислушивалось
к наветам.
После открытия горизонтовского зала тренировки стали постоянными. Двухразовые стали нормой, потом ещё бассейн ввели и тренировочный зал. Для материальной поддержки лучших игроков оформляли на завод на самые незначительные должности. Завод «Горизонт» выделял деньги на проведение учебно-тренировочных сборов. Там команда проводила большую часть тренировочного времени.
Как вспоминал Семён Львович Халипский, фундаментом будущих успехов стала одержимость. Команда хотела играть в баскетбол. Был очень крепкий коллектив единомышленников, вера в себя, в тренеров. И когда команда стала, наконец, выигрывать, эта вера только укрепилась. Команду стали приглашать в Москву, Ленинград, Прибалтику.
Семён Львович как губка впитывал новые знания. Учился баскетбольной науке у лидеров союзного тренерского цеха Владимира Петровича Кондрашина и Александра Яковлевича Гомельского.
«Горизонт» славился своими защитными построениями. В Киеве Халипский познакомился с тренером Шаблинским, который преподавал данный прессинг. Семён Львович стал применять его у себя. Находил литературу, в том числе американскую, переводил с помощью студентов иняза, экспериментировал. В итоге активная защита «Горизонта» по праву признавалась одной из лучших в Союзе. Чтобы найти высоких девочек, написал письма в ряд школ республики с просьбой порекомендовать их. Таких оказалось около двух сотен. Но проблема была, заполучить в команду хотя бы несколько человек.
Оптимальный состав команды, как считал Семён Львович, назвать всегда было трудно. Из «Горизонта» вышли три золотые олимпийские чемпионки. Это Татьяна Белошапка, Ирина Сумникова, Елена Швайбович. Галина Савицкая получила бронзовую олимпийскую медаль. Отлично зарекомендовали себя в команде Ирина Губа, Наталья Ткачёва, Янина Пекарская, Елена Паращенко и другие. Средняя зарплата по Союзу была 120 рублей. Максимальная зарплата у девочек была по 50 рублей. На сборах они получали питание, премии давались по 20 рублей. Никто не верил, что баскетболистки получают такие незначительные деньги. Их переманивали в другие команды. Но почти никто из команды не ушёл. На играх в Минске зал всегда был полон. Приходили поболеть за команду по зову души. Были люди, которые помогали с медикаментами, устройством детей в детские садики, школы и прочим.
Очень силён был тренерский штаб «Горизонта». После долгих уговоров Семёна Халипского дал согласие работать с женским клубом Виктор Иванович Белевич, с которым он проработал 17 лет. Интересно, что в 2000-е годы уже сам Халипский, вернувшийся домой после работы за границей, стал ассистентом Белевича в сборной кадеток. В.И. Белевич вспоминал: «Найти единомышленника в тренерском
деле – большая удача. Благодарен судьбе, что работал с Халипским. С высоты прожитых лет могу оценить его ценнейшие качества – умение терпеть и видеть далёкую перспективу».
Благодаря тренеру Анатолию Бутвиловскому, изучавшему иностранную методическую литературу, поиску тактических находок «Горизонту» удавалось ставить в тупик грозных соперников. Он также налаживал контакты с баскетболистками, сглаживая острые углы в отношениях, после жёстких требований главного тренера.
На 70-летие Семён Львович пригласил всех членов команды на юбилей. Они приехали.
Судьба каждой баскетболистки очень индивидуальна. Ирина Суминкова работает в в Москве в федерации баскетбола. Галина Савицкая уехала в Испанию. Елена Швайбович президент баскетбольного клуба в Ростове-на-Дону, Ирина Губа уехала в Болгарию, Татьяна Белошапко осталась в Минске.
Семён Халипский довольно долго руководил молодёжной и второй сборной СССР, с 1972 по 1992 год – национальной сборной Беларуси. Был признан лучшим тренером за 80-летнюю историю отечественного баскетбола. Кавалер ордена Дружбы народов. Кандидат на занесение в международный зал славы баскетбола в США.
С 2013 году в Беларуси проводится Международный турнир памяти Семёна Львовича Халипского. Первый турнир проходил в г. Могилёве, затем – в Минске.
Память об этом замечательном человеке и баскетбольном тренере жива.

Яков ШАПИРО

Семён Львович Халипский. Семён Львович Халипский. Семён Халипский с семьёй. Семён Халипский (главный тренер «Динамо», Москва) с олимпийскими чемпионками Еленой Швайбович и Татьяной Овечкиной. Справа – заслуженный тренер СССР Евгений Гомельский. Ноябрь 2000 года.