Поиск по сайту журнала:

 

Серафима Островлянская на братской могиле, где похоронен ее брат Абраша.Это письмо моему внуку Абраше.

Я пишу ему о своём брате Абраше. Его нет, он погиб на войне в  феврале 1945 года. 77 лет тому назад.

Дорогой мой мальчик! Тебе скоро исполнится 17 лет. И моему брату было 17 лет, когда он добровольцем ушёл на фронт.

Когда началась война, в июне 1941 года, брат был в пионерском лагере где-то под Витебском. Папа успел привезти его в город, вместе с мамой и со мной посадить в последний уходящий поезд, а сам ушёл на фронт. Поезд был товарный. Шёл медленно и когда фашисты бомбили, он останавливался. Под его вагонами прятались женщины и дети. Абрашка хватал меня на руки, залезал под вагон и уговаривал меня не плакать. Бомбежка заканчивалась, и мы опять ехали без еды и воды. А если состав добирался до станции, где стоял совсем не долго, брат хватал чайник и мчался, чтобы набрать кипяток и успеть вернуться.

Абрашка рано стал защитником и кормильцем. Поздней осенью мы приехали на Урал в Свердловск (теперь Екатеринбург), где меня обмороженную с дифтеритом положили в больницу и мой старший братик не отходил от меня, помогая маме выхаживать сестричку. А потом был Троицк в Челябинской области, где на военном заводе работали мама и Абраша. Без выходных. Брат был очень толковый и старательный. Ему даже дали бронь, чтобы он мог работать в тылу. Но он хотел на фронт. Хотел воевать. Он прибавил себе год и получил военный билет.

Перед уходом в армию мальчишкам давали два билета в театр. Абрашке было 17 лет и вместо девушки, которой у него не было, он взял с собой в театр пятилетнюю сестрёнку. Обмороженная, голодная я смотрела на сцену, где герои что-то ели. Громко, на весь зал, я спросила брата:

– Что они едят?

И брат шепотом ответил:

– Яичницу!

На следующий день Абрашка ушёл на войну. Навсегда…

Я не скоро узнала вкус яичницы. Только когда после войны вернулся папа (твой Абрашенька прадед). Папа вернулся, а его сын остался в братской могиле на Зееловских высотах.

Мальчишки штурмовали Берлин.

Иногда я думаю, что тот поход в театр привёл меня в Ленинградский театральный институт. Я стала режиссёром. Абрашенька, ты можешь гордиться и своим дедом, и древним библейским именем, которое дала тебе моя дочь, твоя мама, в память о погибшем на войне моём брате.

Я долго искала место его захоронения и когда нашла мы всей семьей в мае 2011 года поехали в Германию, в Геншмар, чтобы положить цветы на его могилу. Ты, конечно, всё помнишь: и майский Берлин, и Трептов Парк, и Рейхстаг, и танк Т-34, на котором ты с братьями фотографировался, и где было сказано: «Спасибо деду за Победу!»

Там же в Германии, в Гольцево, есть ещё одна братская могила, где лежит бабушка твоего папы – Елизавета Вербицкая, которую 9 мая 1945 года убила шальная немецкая пуля.

Абрашенька, сейчас на Земле май 2022 года.

Теперь ваше поколение будет отвечать за будущее: каким ему быть!

Пусть оно будет мирным, светлым и счастливым!

Пусть будет так!

Твоя бабушка Серафима Островлянская

Серафима Островлянская на братской могиле, где похоронен ее брат Абраша. Абрам Островлянский на фронте. Дед и внук - ровесники. Мой внук Абраша. Мои внуки.