90 лет Давиду Симановичу...
Каждый год проводят этот праздник – День рождения поэта, и каждый год выступаю и рассказываю, что-то новое.
В этом году решил на «круглом столе», это более серьёзное мероприятие, рассказать о переводах Симановичем стихов с языка идиш.
У арт-центра Шагала празднование сделали на улице. Стулья, микрофон, пришло человек 40-45. Для воскресного дня, переходящего в вечер, это не мало. Выступало много людей: те, кто его знал с воспоминаниями, поэты со стихами, барды с песнями, порой не имевшими никакого отношения к Симановичу, молодёжь из еврейской общины с литературным монтажом по поэтическому сценарию Давида Григорьевича о Витебске. Два часа пролетели довольно быстро. Надо сказать хорошие слова об организаторах: руководителе народного клуба «Литкофейник», поэте Олеге Сешко и докторе филологических наук, профессоре Витебского государственного университета Елене Крикливец.
Думал, что рассказать у Арт-центра Шагала, перебирал старые бумаги. В отношении собственного архива я плохой его хранитель, каждый раз перебираю и открываю для себя что-то новое, забытое. На этот раз увидел лист бумаги с какими-то записями, телефонами, не знаю чьими, а главное – на листе стихи, которые по моей просьбе Симанович написал к открытию фотовыставки «Лики забытых предков».
В 2000 году мы открыли выставку старой или старинной фотографии. В Музее Шагала она смотрелась, как продолжении экспозиции, и с согласия директора музея Людмилы Хмельницкой, выставка заняла полторы стены большого зала на первом этаже. Фотографии мастеров, живших в Беларуси, России, Украине.
Выставка потом поездила по миру и всегда её принимали с интересом. Вспоминаю историю в израильском Ашдоде, на фестивале «Моё местечко». Выставку разместили в холле на первом этаже перед зрительным залом. Посредине большой стены зеркало, люди перед входом на концерт могут посмотреть на себя, поправить причёску. Мы решили развесить планшеты с фотографиями по обе стороны от зеркала.
Открытие, заходят в матнас (клуб в Израиле) люди, рассматривают выставку. Один парень смотрит то на фотографии, то подходит к зеркалу и смотрит на себя, итак взад и вперёд. А потом вслед за ним и другие стали так делать. Я ничего не расспрашивал, всё понял без слов. Люди смотрели на фотографии и на себя, думали – похоже они или нет. Потом, когда мы делали выставки, специально посредине большой стены размещали зеркало.
На одной из выставок у меня спросили: «На фотографиях такие красивые люди. Куда они сейчас делись?». Я задумался. Конечно, всё со временем меняется, но не так же заметно.
Может потому, что раньше люди собирались в "Фотографию", как на праздник. Готовились, наряжались. Сейчас всё стало обыденным.
Как-то при случае, обратился с этим вопросом к старому фотографу, который начинал работать ещё в тридцатые годы. Он ответил, как профессионал. «Раньше, когда фотографировали, выдержку ставили три-четыре секунды. Фотограф говорил: “Не шевелитесь” и открывал объектив. Человек успевал о чём-то подумать. Были осмысленные глаза. А теперь 36 кадров в секунду, что случайно схватит камера, то и будет. А вспышка… Если и есть какие-то мысли в голове, после неё один испуг остаётся».
Вернемся к Музею Шагала и выставке «Лики забытых предков». Что делать на открытие? Пригласить историков, фотографов. Хорошо, но слишком академично. И мы решили сыграть на контрасте: выставку столетних фотографий открывали дети шести-семи лет.
Нужен текст. Обратился к Давиду Симановичу. В шестидесятые-семидесятые годы он писал детские книжки. Стихи для детей и одновременно для взрослых – для него была не новость. Давид Григорьевич был профессионал, как говорится от "а" до "я". Ему не надо было долго объяснять. Сказал: выставка старинной фотографии – открывают дети, и через три часа он передал мне стихи.
Их публично читали один раз в 2000 году, на 90-летии поэта я решил их прочитать ещё раз. Публикуются они впервые.
Мальчик:
Я смотрю на это фото…
А на нём знакомый кто-то.
В чёрной шапке и пальто –
Только я не знаю кто.
Девочка:
Ну, а эта тётя прямо
На мою похожа маму.
Девочка:
И похожа на меня.
Тётя, ты моя родня?
Мальчик:
Тут забытых предков лики
Из семьи родной, великой!
Все вместе:
Нам давно узнать пора:
Это наши пра-пра-пра…
Интересно, о чём подумают наши праправнуки, копаясь в интернете, или к тому времени уже будут другие технологии, когда случайно наткнутся на фотографии сегодняшнего времени? И подумают ли они вообще о чём-то, или к тому времени думать будет только искусственный разум?
Аркадий ШУЛЬМАН