Дедушка Самуила Яковлевича Маршака – Бер Абрамович Гительсон был казённым раввином в Витебске. Будущий поэт и переводчик бывавший у него в детстве, в своих воспоминаниях писал: «В Витебске балагулы (извозчики) со своими лошадьми говорили на идиш».
Внук Самуила Яковлевича Маршака – Алексей Сперанский-Маршак, живёт в Иерусалиме.
Родословная прекрасного поэта и переводчика С.Я. Маршака соединила два города: Иерусалим и Витебск.
Алексей Сперанский-Маршак написал эссе, в котором рассказал о своём деде и о первом знакомстве семьи Маршак с Иерусалимом.
«В 1911-м годy молодой петербургский поэт Самуил Маршак вместе со своим другом, поэтом Яковом Годиным, и группой еврейской молодёжи совершил длительное путешествие по Ближнему Востоку: из Одессы они отплыли на корабле, направляясь в страны Восточного Средиземноморья – Турцию, Грецию, Сирию и Палестину. Маршак поехал туда корреспондентом петербургской «Всеобщей газеты» и «Синего журнала». Лирические стихотворения, навеянные этой поездкой, принадлежат к числу наиболее удачных в творчестве молодого Маршака. В этой поездке Маршак познакомился со своей будущей женой, Софьей Михайловной Мильвидской, и вскоре по возвращении они поженились».
И ещё:
«Это путешествие, единственная в его жизни и судьбе встреча со Страной Израиля, страной, которая вызывала в нём такие сильные чувства и так волновала его поэтическое воображение, запечатлело себя в цикле лирических стихотворений, ярко и красочно передавших впечатления молодого поэта, силу его переживаний, чувств, его мысли, рождённые этой встречей с исторической родиной его многострадального народа, народа Израиля...
Самым ярким и волнующим впечатлением от этого путешествия по Стране Израиля явилась встреча с Иерусалимом, городом, ставшим в духовной и историко-культурной традиции еврейского народа символом былого величия и славы и свидетельством его вечной и нерасторжимой связи с Богом, воплощённой в великих нравственных заветах Торы Израиля. Это впечатление молодого Маршака запечатлело себя в строках стихотворения "Иерусалим", посвящённого этому бессмертному городу».
С.Я. Маршак
Иерусалим
По горной царственной дороге
Вхожу в родной Иерусалим
И на святом его пороге
Стою, смущён и недвижим.
Меня встречает гул знакомый:
На площадях обычный торг
Ведёт толпа. Она здесь дома,
И чужд ей путника восторг.
Шумят открытые харчевни,
Звучат напевы дальних стран,
Идёт, качаясь, в город древний
За караваном караван.
Но пусть виденья жизни бренной
Закрыли прошлое, как дым,
Тысячелетья неизменны
Твои холмы, Иерусалим!
И будут склоны и долины
Хранить здесь память старины,
Когда последние руины
Падут, веками сметены.
Во все века, в любой одежде,
Родной, святой Иерусалим
Пребудет тот же, что и прежде, –
Как твердь небесная над ним.
1913