Поиск по сайту журнала:

 

Олег Игнатьевич Зайцев, 2016 г.Более семидесяти лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны. А мы до сих пор знаем далеко не всё о том, что происходило на фронтах и в тылу. А уж о том, как жили люди на оккупированных территориях и вовсе знаем поверхностно. К сожалению, с каждым годом шансов прояснить истинную картину становится всё меньше. Уходят в мир иной свидетели, очевидцы тех событий…
Благодаря случайной встрече с Олегом Игнатьевичем Зайцевым, я узнал историю спасения его мамы, да и его самого с младшей сестрой Матильдой. Вернее, не узнал, а услышал о событиях, которые были буквально пунктиром обозначены. Но и они могут дополнить ещё одной строкой историю войны.

Олег Зайцев родился 5 февраля 1940 года в деревне Неклюдово Толочинского района Витебской области. Его родители преподавали в местной школе. Отец – Игнатий Сазонович с сентября 1938 года работал директором Неклюдовской семилетней школы, а затем учителем Горщевщинской семилетней школы Толочинского района Витебской области, мама – Зайцева (Кац) Сева (Шева) Исаковна преподавала немецкий язык. Олег был первенцем в семье, а буквально через год родилась его сестра Матильда. Всего в этой семье – шестеро детей.
Сева до войны успела окончить торфяной техникум, Игнатий – пединститут. Молодые поженились и приехали в Толочинский район. Работы по специальности для Севы не было, она оканчивает учительские курсы, и начинает преподавать немецкий язык. Идишем Сева, как и все местечковые люди, владела свободно. А приложив усилия, и немецкий выучить было не сложно.
Сева Кац родилась в местечке Узда Минской области. Её отец был сапожник. Мама воспитывала одиннадцать детей. В годы войны почти вся семья Кац оказалась в Минском гетто. Их расстреляли в Тростинце. Спастись смогли брат Севы – Иосиф, он чудом избежал расстрела, потом воевал в партизанах, сестра Нина, которая прошла войну, демобилизовалась в звании капитана, но умерла совсем молодой в конце сороковых годов, и сестра Мира, которая во время войны находилась в Пензенской области.
Севе Исаковне к началу войны исполнилось 24 года. На руках двое маленьких детей. Игнатий Сазонович принимает решение уехать самому и увезти семью на родину в деревню Чёрное Шкловского района Могилевской области. Сюда же, из Могилёва, привёз свою семью, жену и троих детей, старший брат отца – Григорий Сазонович.
Знали ли в деревне, что жена Игнатия – еврейка? Знали, что грозит тем, кто укрывает евреев? Конечно, разве это можно скрыть. Но никто не выдал. Приходилось прятаться, причём не у родственников, у них бы быстрее нашли, а чаще у посторонних людей. К сожалению, сегодня всех, кто прятал, рискуя жизнью, не вспомнить. По рассказам мамы, Олег Игнатьевич называет семью Могилёвцевых, Прасковью Бычкову. И тут, как бы оправдываясь, начинает говорить:
– Сегодня, конечно, узнал бы у мамы всё подробно. А в то время не принято было расспрашивать, не принято было говорить на такие темы. Вообще старался лишний раз не вспоминать, что у меня мама еврейка. Знаете – времена были такие…
И всё же нашёлся один предатель, который выдал Севу Исаковну и её детей. Она училась вместе с ним в техникуме. В годы войны её однокурсник стал полицаем. Она о нём ничего не знала. Живя в деревне, Сева лишний раз на улицу не показывалась. Но всё же, по роковой случайности, однажды однокурсник-полицай увидел её.
Севу с двумя детьми забрали в полицию. Затем на подводе переправили в концлагерь в Шклов. Сева уверяла, что её с кем-то перепутали. Женщину подвергли пыткам, а затем отправили в оршанскую тюрьму. Потом был концлагерь под Борисовым.
Шёл уже 1944 год. Немцы отступали по всем фронтам. И всё же решили напоследок расправиться с заключёнными концлагеря. В нём находились и пленные красноармейцы, и гражданское население. Пленные солдаты, буквально накануне расстрела, организовали побег, и благодаря им, удалось избежать смерти и Севе с двумя детьми.
– Тогда в 1944 году, – говорит Олег Игнатьевич. – Я родился второй раз.
После войны Сева Исаковна и Игнатий Сазонович продолжали жить в деревне Чёрное, работать в местной школе.
Олег Зайцев в 1954 году закончил 7 классов Чернянской средней школы и поступил в Могилевский машиностроительный техникум. После его окончания работал в Минске на мотовелозаводе. Затем была служба в Советской армии. В 1962 году Олег Зайцев поступил на физико-технический факультет Уральского политехнического института, по окончанию которого получил направление в Институт ядерной энергетики АН БССР, где и проработал до самого выхода на пенсию в 2013 года.
– Не часто, но приезжаю в деревню Чёрное, – рассказывает Олег Игнатьевич. – Навещаю могилы родных. Отец похоронен в деревне, мама – на Урале, где последние годы жила с дочерью. Я всегда слышу самые хорошие отзывы о своих родителях. В деревне с уважением относились и к отцу, и к маме. Такое случайно не бывает. Всей жизнью они заслужили эти отзывы.

Александр Школьный

Олег Игнатьевич Зайцев, 2016 г. Мама Зайцева Сева Исаковна в молодости. Сестра Зайцева Матильда. Дядя Иосиф Кац во время службы в армии. Школьный снимок. Зайцева первый ряд вторая справа.