«Господи, Боже мой, Тебе передаю я дух свой. Готов я ныне предстать перед судом Твоим. Тебе, Господи, одному Тебе, известны мысли мои. Ты знаешь, что делал я и зачем совершал это. Да завершится успешно предпринятое мной! Не вмени мне в грех гордыню ума и высокомерие учёности. Я старался быть верным рабом Твоим и добрым пастырем народу Твоему. Да свершится ныне правосудие Твоё! Мне ведомо, что в правосудии нет милосердия. Не милосердия жду я от Тебя, но справедливости и принимаю с покорностью приговор Твой. Господи, Царь Вселенной! Всю жизнь просил я Тебя удалить от меня мысль, что я всё могу. Ныне же прошу Тебя: приблизь ко мне мысль эту! Внуши мне, что я всё могу, дай мне силы с достоинством перенести испытания. (За сценой ревут трубы). Шма, Исраэль! Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь Един! Я иду к Тебе, Господи! Я иду к Тебе!»

Так звучит последнее, самое проникновенное обращение к Творцу мирного, мудрого Утешителя, Учителя из Лода, главного авторитета в Синедрионе по имени рабби Акива. Человека великого ума и обширных познаний, которому предстояло пройти испытания до конца, взойти на трибуну арены в Кейсарии и мужественно принять смерть на глазах тысяч собравшихся.
«Я сделал всё, к чему был призван. Мне нужно пройти свой путь до конца. Сегодня ночью я получил ответ на вопрос, много лет не дававший мне покоя. Помнишь, Элиша, страшную эпидемию, во время которой погибло столько моих учеников? Я всё думал, почему это произошло. И вот сегодня понял: это из-за меня. В своей гордыне я не помнил имён моих учеников, они как бы перестали быть для меня живыми, слились в одну неразличимую массу. А вот ночью я вспомнил лица их всех, назвал каждого по имени и улыбнулся ему. Теперь я иду к ним».
Как и мудрейший рабби Акива, главный герой единственной драматической пьесы Леонида Мациха «Скачущий на льве», исполнив миссию, уходит в мир иной, где его ждёт любимая голубка Рахиль и где они наконец-то встретятся в день их свадьбы. Так и сам автор пьесы непростительно рано, неожиданно для своих последователей, учеников и учениц, «голубок» и красавиц уходит, молниеносно покидает этот мир, да ещё и… в женский день восьмого марта! Отныне и навсегда, по праздникам и будням он будет являться друзьям и верным ученикам только в видениях. Каждому и каждой по-своему, в своих воспоминаниях, видениях, сновидениях и грёзах.
«Более талантливого и витального человека я не встречал…» – написал о Мацихе профессор и общественный деятель Рувин Симонович Фербер. Друг Леонида Александровича, много лет близко его знавший, журналист Игорь Левенштейн, вспоминал: «У него не было кумиров. Но самым уважаемым им человеком был Альбер Камю. Он говорил мне: “Я представляю Камю таким себе мудрым сельским кюре, который негромким глуховатым голосом внушает своим прихожанам вечные истины”».
Его, Леонида Мациха, неутомимый поиск вечных истин, талант рассказчика, потрясающее чувство юмора и самоиронии, редкий дар тонко чувствовать и слышать собеседника и аудиторию в целом; его эрудиция, человеколюбие, энергетика очаровывали, располагали, покоряли людей. Он был доступен и понятен каждому.
Как в пьесе внучка рабби Акивы Хана, беседуя с Аристобулом, рассказывает тому, что её дедушка легко мог «объясниться и с арабом, и с армянином, и с эфиопом, с любым человеком, откуда бы он ни был», так и мой Учитель, наставник, «дедушка» Леонид Александрович мог объясниться с кем угодно. Умел искать и находить, умел объяснять на примерах главные смыслы, ибо «словами можно достичь очень многого», но только для тех, кто хочет узреть правду и услышать истину.
Моё знакомство с Леонидом Александровичем состоялось в его последний день земной жизни, в среду 7 марта 2012 года, но знакомство, к сожалению, лишь заочное. Вечером того памятного для меня дня я в поисках фильма или передачи перебирал телевизионные каналы, пока волею судеб не оказался на телеканале «Культура», где шёл проект «ACADEMIA» и где в это момент свою вторую лекцию из цикла «Всемирная история женщин» читал Мацих.
Прежде имени лектора я нигде и никогда не слышал, но этот «незнакомец» так страстно и увлечённо рассказывал о Жорж Санд, не иначе как о какой-то своей близкой знакомой, что переключать канал куда-то ещё я и вовсе забыл, замер на месте. И как только программа завершилась, побежал к компьютеру, чтобы непременно записаться зрителем в студию проекта «ACADEMIA» на съёмки новых лекций Леонида Александровича.
Обрадовался, что записался, но уже утром на следующий день горько плакал, ибо восьмого марта 2012 года красноречивый оратор, вдохновивший вчера, в свой последний земной день и эфир, не только одного меня, но и миллионы телезрителей, уже сегодня покинул мир…
Так и произошло моё одновременное знакомство и прощание с мудрецом нашего времени, хотя Леонид Александрович, скорее всего, являлся человеком не из нашей эпохи, он был личностью эпохи Возрождения. Впоследствии я много раз пересматривал записи его лекций, некоторые блоки даже выучил наизусть. Я с головой окунулся в сокровищницу новых для меня знаний о масонах – цикл радиопередач «Братья», прозвучавший на радиостанции «Эхо Москвы» в 2009-2010 годах. Бросился искать его пьесу «Скачущий на льве. Сцены из древней истории», ставшую в итоге последним его шедевром.
Начиная с мая 2015 года регулярно, по два-три раза в год, стал приезжать в город Химки. И не только на Новолужинское кладбище, чтобы убраться на могиле, почитать учителю вслух его любимых философов, поэтов, поставить новые лампадки и цветы, но и пройтись по паркам, улицам города, посетить библиотеку и любимый букинист «Чумодан», где обязательно каждый раз я встречаю нужные мне самые редкие книги. Учитель помогает, не иначе!
«Ты, Рабби Акива! – восклицает Аристобул в последней беседе с Учителем перед его смертью. – Ты открыл для меня мир, который я раньше не замечал. Ты стал для меня голосом Божьим. Ты сказал фразу, перевернувшую всю мою жизнь: «Если человеку не для чего умереть, ему незачем жить». Теперь я знаю, зачем живу и ради чего готов умереть. В моей жизни появился смысл».
Леонид Александрович, царства Вам небесного за все Ваши труды земные! Одну из ваших любимых цитат из Гёте я давным-давно сделал девизом своей жизни: «Кто не видит вещим оком глуби трёх тысячелетий, тот в невежестве глубоком день за днём живёт на свете». Леонид Александрович видел глуби этих самых тысячелетий очень отчётливо, он понимал мировую литературу, истоки зарождения религий, законы вселенной и мироздания так отчётливо, как понимал иеё, не побоюсь сравнения, сам Гёте, Шекспир, Камю, Конфуций, Борхес, Карамзин, Пушкин и Грибоедов. Я счастлив, что и в наше время ещё можно встретить, или можно было встретить, подобного калибра наставника, старшего брата и друга каким и казался, представлялся Леонид Мацих.
Выражаясь его собственным определением «я совсем из простых», хочется верить, что, будучи сыном бухгалтера Александра Биньяминовича Мацих и врача скорой помощи Гиты Ильиничны Таубман, юный Лёня был не только чемпионом класса по скорочтению, но и быстрее других складывал цифры. Любил учиться и узнавать новое благодаря лучшим собеседникам – книгам.
Полюбившийся его сердцу французский язык, между прочим, язык теологии, науки, которой он потом посвятит долгие годы своих исследований, Леонид изучал уже в средней школе в Запорожье. Да и после школы, в Запорожский педагогический институт он поступал на факультет иностранных языков по специальности «французский язык». Университет гордился своим усердным студентом, ведь в Киеве его имя не раз упоминалось в газетах, когда Мацих занимал призовое и даже первое место на конкурсе межвузовской олимпиады по французскому языку. С побед на университетской олимпиаде начинаются его победы в университете жизни. Победы над обстоятельствами, с которыми он справлялся с высоко поднятой головой без чувства зависти или злобы. Он до последнего дня, несмотря на стремительную худобу, рак крови, гематому на правой ноге и хроническое чувство усталости, работал и не считал себя больным человеком. И ведь никто не считал его таковым.
Выражаю отдельную благодарность соведущей Леонида Мациха на радио «Эхо Москвы» Наргиз Закировне Асадовой. Благодарность за то, что на основе обширного материала Леонида Александровича она смогла издать две прекрасные книги «Легенды таинственного Петербурга» и «Метафизика северной столицы». Книги, давно ставшие библиографической редкостью.
Приближается семидесятилетие со дня рождения Леонида Александровича. С командой друзей мы готовим фильм, в котором, надеемся, примут участие родные и близкие Мациха, друзья его молодости и зрелых лет, и, конечно, ученики, последователи, слушатели его курса «История мировых религий», участники легендарных экскурсий по Москве «Все храмы в этом мире святы, или Острова блаженства», а также участники экскурсий по северной столице «Масонский Санкт-Петербург». Словом, с удовольствием предоставим слово тем, на кого когда-то повлияло мудрое Слово Леонида Александровича.
Важно встретиться и поговорить с теми, кто его знал и помнит по работе в Запорожском машиностроительном институте и в мединституте. Кто служил с ним в армии в Ковеле в Львовской области, пересекался в период учёбы в Институте Шалома Хартмана (SHI) в Иерусалиме или учился вместе с ним в Еврейской теологической семинарии Америки (JTS) в Нью-Йорке.
Обязательно стоит расспросить тех, кто на протяжении последних лет жизни Мациха, когда он в качестве научного редактора вёл и довёл до завершения фундаментальный том «Классические библейские комментарии: Книга Бытия», помогал ему в этой титанической работе. Речь идёт об уникальном издании, под обложкой которого собраны практически все комментарии – Раши, Рамбана, Авраама ибн Эзры, Сфорно. При этом все комментарии, кроме комментариев Раши, на русском языке были изданы впервые! Попытка издания Ветхого Завета, воссоздание на русском языке «раввинской Библии», объединившей раввинистические комментарии, библейский текст, таргум и масору, – Леониду Александровичу и его команде за десять лет непрерывной работы всё это удалось.
Большого плавания пожелаю всем ученикам Мастера. Он наверняка видит, что каждый из нас старается на своём месте в полную силу.

Фёдор КОНСТАНТИНОВ

Леонид Александрович Мацих. Экскурсия «Масонский Санкт-Петербург». Проводит Леонид Мацих. У могилы Леонида Мациха.