Далеко не всегда по внешнему виду можно распознать старое еврейское здание, ведь даже молитвенные школы не всегда выдают себя своим видом, но если внутри здания сохранился бассейн, то это наверняка бывшая еврейская баня. Была таковая и у евреев местечка Яновичи Витебского уезда – находилась она практически в центре местечка, на Школьной улице. С одной стороны бани была Базарная площадь, а с другой, в сторону речки Вымнянки, еврейское кладбище.
Однажды местный становой пристав получил из Яновичей донос «о дурном состоянии общественной бани», и ему не оставалось ничего, кроме как 8 июня 1900 года опечатать это жизненно важное здание. В местечке не было другой бани, а миквы – тем более, и еврейская община решила взяться за её ремонт. Наверное, в летнее время баню в некоторой степени заменяла река, поэтому община не слишком торопилась и только 24 июля 1900 года, после общего собрания, уполномочила решать вопрос ремонта бани мещан Арона Янкелевича Ходакова и Израиля Ароновича Блехара.
29 июля 1900 года они подали в Витебское уездное полицейское управление ходатайство, в котором просили разрешить восстановление бани. Община Яновичей собиралась исправить стены в тех местах, где выпал кирпич, заменить два верхних ряда кирпича на всех стенах, возвести новую крышу, заменить все деревянные рамы, двери, деревянные полы, потолки и скамьи, сделать новые печи в парилке и в помещении с миквой, отремонтировать котлы для нагревания воды. Для слива грязной воды предполагалось обновить трубы, которые вели бы в специальный колодец, расположенный недалеко от бани, в 2-х саженях от деревянного колодца с чистой водой (то есть примерно в 4-х метрах), сруб которого также планировалось заменить. Кроме того евреи собирались вычистить микву и всю прилегающую к бане территорию.
Из полицейского управления ходатайство попало в более высокие инстанции, и описанный там проект ремонта единственной местечковой бани не понравился в строительном отделении Витебского губернского правления, поэтому здание продолжало стоять опечатанным. Пока шла переписка, наступила осень, и яновичские евреи начали переживать: если им не удастся отремонтировать баню, с наступлением холодов они рискуют заболеть после купания в реке.
6 сентября 1900 года уполномоченные общины написали очередное прошение (на этот раз – витебскому губернатору). Вскоре баню осмотрел витебский губернский архитектор, который отметил, что все деревянные части в здании полностью сгнили, потолки частично обвалились, а частично были укреплены подпорками, но тоже могли обрушиться, и «от бани остались одни только каменные стены». Архитектор отметил, что баню обязательно нужно закрыть, потому что она является аварийной, а ремонт в предложенном варианте делать нельзя. Архитектор был категорически против временного открытия бани, даже на время еврейских религиозных праздников.
К началу ноября 1900 года по заказу еврейской общины был подготовлен новый проект ремонта бани, согласно которому предполагалось возвести две пристройки (для расширения существующего основного помещения и для котла), оборудовать стоки воды к очистительному фильтру, установить насос и сточную трубу в помещении с миквой. Планировалось обустроить и парилку, которую один раз в неделю могли бы посещать женщины. Именно с этим вариантом реконструкции и обратился в строительное отделение Витебского губернского правления новый уполномоченный общины Лейзер Ходаков.
9 января 1901 года еврейскую баню в Яновичах осмотрели местные сельский врач и становой пристав. Их смутил факт, что здание располагалось на расстоянии 3 саженей (около 6,5 метра) от реки, и если бы очистительный фильтр для использованной воды был сделан согласно представленному проекту, то этот фильтр вместе с водосточными трубами находился бы ниже уровня воды, от чего грязная вода застаивалась бы в трубах. В этом случае оставшаяся вода из труб возвращалась бы назад в фильтр, не помещалась бы там и выливалась через верх, загрязняя всё вокруг, в том числе и реку, как, кстати, было и до закрытия бани. Устранить проблему можно было бы только при переносе бани за плотину на Вымнянке.
Яновичская еврейская община обдумывала этот вопрос несколько месяцев, а затем 14 мая 1901 года избрала новых уполномоченных для ходатайства в губернское правление. 27 июня 1901 года жители Яновичей Литман Машарский, Мовша Зобин, Абрам Мерлин, Залман Хотлин, Иосель Жилов, Симон Обухов и Мордух Менделев отправили в Витебск прошение о разрешении построить новую каменную баню, которая располагалась бы за мельничной плотиной.
Усилия общины не прошли даром, и 25 июля 1901 года строительство было разрешено – именно в эту баню потом ближайшие 40 лет приходили жители местечка.
Константин КАРПЕКИН,
главный хранитель фондов
Государственного архива
Витебской области