В самом начале теперь уже прошлого XX века в Витебске на улице Замковой жила семья Пескиных. Глава семьи – Давид – был сапожником, его жена Хана – домохозяйкой. Он усердно, с утра до вечера, вбивал деревянные гвоздики в подошвы, подшивал валенки и ставил заплаты на дырявые сапоги, а его жена экономила каждую копейку, чтобы на скромный заработок сапожника прокормить, одеть и поставить на ноги шестерых детей.
Несмотря на очень скромную жизнь, родители стремились выучить детей, чтобы они смогли самостоятельно выбрать дорогу в жизни. И если с мальчиками было проще, а в семье их было пятеро, по крайней мере, все посещали хедер, умели читать, писать, считать, то дать образование девочке считалось совсем необязательным. И всё же Сару-Таубу отправили учиться в четырёхгодичную народную школу. А после неё, в 1911 году, тринадцатилетняя девочка стала работать в частной аптеке. Заработок небольшой, но всё же помощь семье. А всё свободное время она отдавала чтению. Читала книги, газеты, журналы – всё, что попадалось под руку. Но особый интерес появился к политическим брошюрам. Сложно сказать, что она в них понимала, но запоминала целые абзацы, а потом рассказывала о прочитанном брату Боруху (Борису), который был на три года младше её.
Родители Пескиных были далеки от политики, но у детей, особенно старших, складывалось собственное мнение о происходящем в стране. Они обсуждали это между собой, с друзьями, спорили. Когда до Витебска дошло известие о Февральской, а потом Октябрьской революции 1917 года, радовались событиям, считая, что они не только освободят их от черты оседлости и национального неравенства, были уверены, что теперь для всех открыта дорога в «светлое будущее», и они обязаны приложить все силы для этого.
Сара-Тауба, которую всё чаще называли Татьяной, заканчивает курсы медсестер и уходит в Красную Армию. С ноября 1918 года она служит медицинской сестрой 163-го эвакогоспиталя 2-й Конной армии в Борисоглебске. Ведёт активную политическую работу.
В 1920 году Татьяна вступила в члены Всероссийской коммунистической партии большевиков.. Её назначают политруком 404-го полевого сводного госпиталя, роты, кавалерийского эскадрона, а потом и секретарем парткома 41-го батальона войск ВЧК.
На польском фронте воевал её брат Борис.
В 1922 году Татьяна вернулась в Витебск, пришёл из армии Борис. Подросли младшие братья, на которых она оказывала большое влияние. Когда вся семья собиралась вместе, они слушали рассказы старшей сестры, которая умела просто и доходчиво рассказать о сложных политических процессах в стране.
Они были молоды, полны надежд, были идеалистами. Им казалось, что надо отдать все силы, и будет построено новое общество. И Татьяна не жалела своих сил. Она работает на профсоюзной и партийной работе в Витебске, в аппаратах райкомов, горкома, окружкома КП(б)Б. В 1940 году была избрана секретарем Железнодорожного райкома партии. Одновременно много читает, слушает лекции, выступает с докладами. Братья часто обращаются к ней за советом. У Татьяны уже собственная семья – муж, растёт сын, но она ни одной просьбы, ни одного обращения не оставляет без внимания.
Братья тоже учатся, работают.
Все, как говорится, вышли в люди. Лазарь Пескин работал в Пинске. Сначала инструктором, затем вторым секретарём горкома партии.
Борис, Залман и Израиль занимали руководящие должности на производствах.
Борис – в Минске, Залман – в Ленинграде, Израиль – в Витебске. Младший Наум тоже пошёл по партийной линии – инструктор в Витебском горкоме партии, затем заведующий отделом в Молодечненском горкоме.
Когда началась Великая Отечественная война, все братья Пескины ушли на фронт. Татьяна Давидовна проводила в армию и своего мужа Якова Клеймана и сына, студента Витебского медицинского института, Якова Клеймана.
Мама Хана Пескина умерла в 1937 году, отец Давид Пескин остался в оккупированном Витебске, попал в гетто и погиб.
Гибель каждого человека – вселенская трагедия, но когда погибает восемь человек в одной семье, погибает пять сыновей у мамы... Невозможно передать эту трагедию словами.
Борух (Борис) Пескин. В Красной Армии с 1924 года. Умер в Праге в госпитале в 1945 году.
Лазарь Пескин похоронен в июле 1944 года в деревне Колосы Рогачёвского района Гомельской области.
Израиль Пескин в 1941 году пропал без вести.
Залман (Зиновий) Пескин ушёл на фронт из Ленинграда. В 1943 году пропал без вести.
Наум – в 1941 году пропал без вести.
Все братья Пескины до войны были женаты. Остались вдовами их жены. Сейчас живут дети, внуки.
В 2007 году мама пятерых сыновей, погибших в боях Великой Отечественной войны, Хана Пескина была награждена (посмертно) орденом Великой Победы (Постановление Президиума Национального комитета общественных наград № 148 от 4.12.2007).
Сара-Тауба (Татьяна) Давидовна Пескина до конца войны работала в Приволжском военно-строительном округе в Саратове. Занималась профсоюзной деятельностью. Возвратилась в Витебск в августе 1945 года.
Погиб на фронте её муж батальонный комиссар Яков Рувимович Клейман. От тяжёлых ран скончался в госпитале на руках у мамы единственный сын Роман.
Страшная тяжесть лежала на сердце у мамы. Но нужно было дальше жить. И она, привыкшая всю жизнь работать, быть среди людей, нашла в этом какое-то утешение.
Её избрали секретарем парткома станкостроительного завода им. С.М. Кирова. Татьяна Давидовна включилась в работу по восстановлению разрушенного города и завода.
Потом наступили печально известные сталинские антисемитские компании. Пескину уважали и жалели, но она должна была перейти на «незаметную» работу. Такую нашли на речной пристани. Татьяна Давидовна заведовала парткабинетом и одновременно возглавляла партийную организацию речников. С 1957 года – на пенсии.
Награждена орденом Красной Звезды, медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 –1945 гг.».
В 1967 году С.-Т. Д. Пескиной присвоено звание «Почётный гражданин города Витебска».
Уверен, что подвиг семьи должен быть увековечен в Витебске. Должна появиться улица Братьев Пескиных и открыт Памятник Маме.
Аркадий ШУЛЬМАН