Двадцать два года назад, в 1996-м в Минске вышла в свет книга автора этих строк «Страницы истории евреев Беларуси».
С тех пор в Беларуси и России вышли десятки книг и сотни статей по истории белорусских евреев.
К сожалению, до недавних пор «белым пятном» оставалась тема заслуг евреев Российской империи и награждении евреев Беларуси, России, Украины и Прибалтики медалями, особенно с конца ХVIII до конца ХIХ века.
Именно этой проблеме посвящена книга российских историков Д.З. Фельдмана и Д.И. Петерса «На пользу Отечества. О заслугах евреев Российской империи и их награждении», которая вышла в 2016 году в московском издательстве «Древлехранилище».
Чем же данное издание отличается от предшествующей литературы по истории евреев Российской империи?
Во-первых, оно основано на большом количестве архивных, а также законодательных источников, посвящено вопросу о награждении евреев Российской империи за их военные и гражданские заслуги и охватывает период с конца ХVIII до конца ХIХ века.
Во-вторых, рецензируемая книга состоит из четырёх статей.
В-третьих, в первой из них, написанной в соавторстве Д.З. Фельдманом и Д.И. Петерсом, освещаются заслуги евреев, награждённых российскими медалями в ХIХ веке.
В-четвёртых, три последующие статьи написаны Д.З. Фельдманом. Вторая и третья показывают эволюцию наградной системы России в отношении евреев в целом, в том числе на основе законодательства о пожаловании их медалями и орденами. Наконец, четвёртая статья раскрывает историю появления одной памятной медали, которая связана с некоторыми страницами истории российского еврейства.
Одно из главных достоинств рецензируемой книги – ликвидация «белых пятен» в истории евреев Российской империи, воссоздание малоизвестных и неизвестных страниц истории российского еврейства, в том числе белорусского еврейства, за 100 лет – с конца ХVIII до конца ХIХ века.
В статье «От составителя» авторы издания отмечают: «Вынужденные креститься отдельные евреи, попавшие по разным причинам на территорию России, стали основателями русских дворянских родов, среди них: Веселовские, Габлицы, Девиеры, Евреиновы, Жидовиновы, Копьевы, Неваховичи, Перетцы, Слуцкие, Шафировы, Штиглицы и др. Некоторые из них быстро пресеклись, а некоторые можно проследить и до новейшего времени…
Формула «На пользу Отечества», вынесенная в заглавие сборника, – это не просто высокопарное выражение, а стандартная фраза из представления к награждению евреев, принимавших наиболее активное участие в укреплении обороноспособности страны в период Отечественной войны 1812 года и заграничных походах российской армии 1813 – 1814 годов, а также за экономические достижения в более позднее время…
Выявленные в ходе исследования материалы в будущем могут послужить своего рода маяком для дальнейшего изучения всех аспектов жизни и деятельности евреев Российского государства дореволюционного периода».
Автор этих строк акцентирует внимание читателей книги – белорусских евреев – на те страницы рецензируемого сборника, которые раскрывают малоизвестные и неизвестные страницы истории евреев Беларуси рассматриваемого периода.
Оговоримся, что некоторые вопросы о награждении евреев Российской империи затронуты в одной из статей в книге Д.З. Фельдмана «Российские евреи в эпоху наполеоновских войн», изданной в Москве в 2013 году.
Центральное место в рецензируемой книге занимает первая работа «Военные и гражданские заслуги евреев, награждённых российскими медалями в ХIХ веке», состоящая из двух глав, написанная Д.З. Фельдманом и Д.И. Петерсом (186 стр. из 268 стр. во всей книге).
Нельзя не согласиться с правомерным выводом авторов, что своеобразной вершиной деятельности российских евреев «на пользу
Отечества» стал период освободительной войны 1812 года и последовавших за ней заграничных походов русской армии 1813-1814 годов.
В то же время трудно согласиться с их тезисом, что «война с Наполеоном в целом мало затронула литовских и белорусских евреев (или, как их называли «литваков»), находившихся ближе всего к театру военных действий, хотя именно с ними французы контактировали непосредственно» (стр. 13).
Впрочем, сами Д.З. Фельдман и Д.И. Петерс начинают приводить факты, которые не подтверждают это утверждение. Они отмечают:
«В этом сыграли роль как традиционная ориентация евреев на поддержку властей, так и прорусские призывы лидера белорусских хасидов рабби Шнеура (Шнеора, Шнеера) Залмана бен Баруха из Ляд (по русским документам – Залман или Зальман Борухович, Барухович, Борохович, Борухов Шнеерсон; Алтер Ребе (1745 – 1812/1813), который стал главным идеологом и активным проводником антифранцузских настроений в российской еврейской общине» (стр. 13).
Авторы этой статьи приводят высказывание поэта-партизана Дениса Давыдова, что евреи Белоруссии и Литвы были столь преданны своей родине, что отказывались служить иностранным захватчикам в качестве «лазутчиков» и, наоборот, сообщали русским военным сведения о неприятеле. Ссылаясь на ряд исследований, в том числе и на исследования автора этих строк, они приводят имена еврейских осведомителей, с риском для жизни добывших ценные агентурные сведения российскому командованию. Это Гирш (Ерш, Эрш) Гордон (Горд), Янкель Иоселевич (Иозелевич), Меер (Мейер) Марковский, Лейба Медведев, Зелик Персиц, Захарий (Захар) Фриденталь и многие другие. Некоторые из них за свою работу были пожалованы наградными медалями. Правительство также наградило брестского жителя Абрама Венигрида (Винограда), неоднократно выполнявшего с 1810 года до начала военных действий разведывательные поручения
И.И. Турского за границей.
На стр. 21–23 указано, что в исторической литературе по иудаике зафиксирован подвиг еврея-мещанина Кринского уезда Гродненской губернии Рувина Гуммера (Гумера). Этот подвиг, совершённый евреем близ г. Мозыря Минской губернии в конце октября – начале ноября 1812 года, засвидетельствовал представитель царского окружения, белорусский военный губернатор, генерал от кавалерии герцог А.Ф. Вюртембергский (Виртембергский).
Авторы сборника акцентируют внимание читателей на то, что деятельность еврейского населения оккупированных земель (куда входили белорусские земли – Э.И.) по оказанию помощи русской армии, скорее всего, координировали находившиеся в 1812 – 1814 годах при Императорской главной квартире два видных еврея – (гродненский еврей – Э.И.) Зундель Моисеевич Зонненберг (Зонненберг, Гродненский) и несвижский купец Лейзер Борухович Диллон, носившие официальный титул «депутатов от еврейского народа».
Они отмечают, что в период боевых действий против французов военные подрядчики Зонненберг и Диллон получили от начальника Главного штаба действующих армий генерал-лейтенанта П.М. Волконского, расположенного к евреям, похвальные листы, что свидетельствовало о справедливой оценке командованием их услуг.
В августе 1818 года выборы губернских представителей завершились. И среди них вновь оказались избранными Зундель Зонненберг и Лейзер Диллон. Ещё одним депутатом оказался бывший витебский городской голова и витебский купец 3-й гильдии Бейниш Янкелевич Лапковский (Лабковский, Бараш).
Опираясь на авторитетные источники, Д.З. Фельдман и Д.И. Петерс приводят в своей статье очень интересные и малоизвестные факты. Так, на стр. 37 приведен такой факт:
«…Партизанский предводитель подполковник Д.В. Давыдов (впоследствии генерал-лейтенант), «желая изъявить евреям благодарность… за приверженность их к русским», въехал в освобождённое Гродно «под жидовским балдахином», не боясь насмешек, что вызвало у горожан-евреев бурю восторга и радости. Более того, уверенный в преданности евреев России Давыдов приказал передать охрану общественного порядка в городе местному кагалу, а начальником высшей полиции, то есть городским головой, назначил кагального члена, который должен был выбрать себе из единоверцев помощников для надзора за польскими обывателями, проникнутыми антирусскими настроениями; кроме того, на кагал возлагалось составление списка всех чиновников и жителей-коллаборантов, служивших Варшавскому герцогству под французским контролем».
В письме главнокомандующего союзными русско-прусскими войсками от 25 июня 1813 года из г. Вальденбурга (Саксонское королевство) говорится: «На отношение Вашего сиятельства за № 181 о награждении евреев прошу доложить, что евреи дриссинский (правильно – дриссенский – Э.И.) Ицих Альтшулер (Ицых Алтшулер), города Витебска купец и голова Бейниш Лабковский заслуживают награждения золотыми медалями, а города Дисны бургомистр Маркус и житель города Юрбурга житель Мейер Марковский – серебряными медалями» (стр. 44).
В годы Крымской кампании отличились отец и сын Габриэль-Яков и Евзель Габриэлович Гинцбурги, принадлежавшие к роду раввинов, уходившему корнями в ХVI – ХVII вв., в 1849 году по инициативе министра финансов графа Ф.П. Вронченко витебские купцы 1-й гильдии Г. Гинцбург вместе с дочерьми и Е.Г. Гинцбург (1812 – 1878) вместе с женой и детьми были пожалованы в потомственное почётное гражданство за «содействие к пользам казны при торгах на питейные откупа». За большой вклад в экономическое развитие страны Гинцбургам в 1879 году был пожалован российский баронский титул и предоставлено право пользоваться им в России потомственно (стр. 50–51).
Для читателей данной книги – белорусских евреев будет интересно сообщение о том, что молодой царь Александр I объявил в своё время благодарность и пожаловал золотую табакерку, усыпанную бриллиантами, Ноте Хаимовичу Ноткину (? – 1804) – уроженцу г. Могилёва, жителю Шклова Могилёвского уезда Могилёвской губернии, основателю Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины, видному общественному деятелю, штадлану и предпринимателю (стр. 62).
Рецензируемый сборник иллюстрирован многими редкими фотографиями ряда государственных деятелей и наград, в том числе и уникальными.
Авторы книги смогли умело сочетать научное с популярным. Издание написано хорошим литературным слогом, а некоторые страницы читаются на одном дыхании.
Д.З. Фельдман и Д.И. Петерс создали ценный, интересный, очень познавательный сборник, который предназначен для специалистов, занимающихся историей евреев Российской империи, в том числе и историей белорусских евреев, а также для всех интересующихся историей народов России и Беларуси.
В то же время хочется высказать некоторые замечания и пожелания. Не все выводы авторов достаточно аргументированы. Сообщения о некоторых фактах повторяются на разных страницах.
В то же время есть все основания сделать вывод, что рецензируемая книга вносит существенный вклад в иудаику.
Эмануил ИОФФЕ,
профессор БГПУ им. М. Танка, доктор исторических наук.