В лексикон русскоязычных израильтян давно и прочно вошло ивритовское слово «алия». Алия – (буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») – репатриация евреев в Израиль, а до основания государства Израиль – в Палестину. В древности переселение в Эрец-Исраэль из Египта и Вавилонии обозначалось термином «алия», так как Палестина в топографическом отношении лежит выше этих стран. Однако со временем приезд в Святую землю стал восприниматься в еврейской традиции как духовное восхождение и моральное возвышение.
Репатриация евреев на их историческую родину происходила волнами. Вот и появились термины «первая алия» (1882 – 1903), «вторая алия» (1904 – 1914), «третья алия» (1919 – 1923) и т. д. Большинство репатриантов с первой по третью алию были выходцами с территории Российской империи. Именно они явились костяком еврейского населения Палестины, из среды которого вышли многие деятели будущего еврейского государства. Движение за репатриацию в Палестину зародилось в Восточной Европе как реакция на антисемитскую политику правительства и погромы.
Организацией, продвигающей идею репатриации, явилась «Ховевей Цион» (буквально «любящие Сион»; в русской традиции – палестинофилы), движение, основанное из разрозненных кружков и групп (главным образом из России) на их первом съезде в 1884 году. «Ховевей Цион» явились связующим звеном между идеей возвращения евреев на историческую родину и началом политического сионизма, провозглашённого Теодором Герцлем на Первом Сионистском конгрессе в 1897 году.
Идеологом «Ховевей Цион» был одесский врач Лейб Пинскер. В начале своей общественной деятельности он выступал за интеграцию евреев в российское общество и после начала Крымской войны ушёл добровольцем и служил военным врачом в Русской армии, за что был награждён медалью. Однако, после одесского погрома 1871 года и ущемления прав евреев России с 1882 года стал активным сторонником репатриации евреев.
Если первая алия связана с волной погромов 1882 года, прокатившейся по Российской империи, то вторая алия была связана с новой волной погромов, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года. В полдень 6 апреля 1903 года, в первый день православной Пасхи и в предпоследний день еврейского праздника Песах, в Кишинёве зазвонили колокола и сразу же начался погром. В погроме, который при попустительстве властей длился два дня, погибли около 50 человек и около 500 были ранены. Газета «Бессарабец» писала 24 (11) апреля 1903 года: «В среду судебные следователи 1 и 3 участков г. Кишинёва производили судебно-медицинский осмотр трупов евреев, убитых во время погрома.
Причину смерти устанавливать было легко, так как все раны наносились исключительно в голову тяжёлым тупым орудием – обломками мебели, поленьями и палками. Поэтому судебно-медицинских вскрытий не производилось, а они были заменены простым осмотром. В еврейской больнице собрано 62 потерпевших с тяжёлыми ранами, тоже исключительно головы. Многие страшно изуродованы: с перебитыми носами, выбитыми глазами и зубами, сломанными челюстями». Уроки кишинёвского погрома были усвоены многими евреями Российской империи. В некоторых городах со значительным еврейским населением появились отряды еврейской самообороны, увеличились эмиграционные и сионистские настроения. Когда в конце лета 1903 года в Гомеле произошёл погром, погромщикам впервые было оказано организованное вооружённое сопротивление, позволившее свести к минимуму число жертв среди еврейского населения. Впервые погромщики понесли столь серьёзные потери, что впоследствии в Гомеле вплоть до 1917 года никаких погромных беспорядков не отмечалось.
Память о жертвах страшных событий 1903 года жива и сейчас. Свидетельством тому являются предметы филателии, появившиеся на свет в Республике Молдова и в Израиле. Почта Республики Молдова выпустила к этому событию почтовую одностороннюю карточку с оригинальной маркой. В день выпуска (7 апреля 2003 года) карточка гасилась в Кишинёве специальным штемпелем.
Памяти жертв погрома посвящён и почтовый штемпель, выпущенный почтой Израиля. Этот штемпель использовался в Иерусалиме 6 апреля 2003 года.
Значение отдельных личностей, репатриировавшихся в 1882–1923 годах, отмечено многочисленными филателистическими сувенирами, но есть несколько, посвящённых первым волнам репатриации в целом. В декабре
2003 года почта Израиля выпустила в свет две марки, конверт первого дня и специальный штемпель, посвящённые первой и второй алие.
На марке, посвящённой первой алие, изображена фотография семьи Лейбович из организации БИЛУ, сделанная в Гедере в 1898 году. (Билу – организация еврейской молодёжи в России, основанная в 1882 году). На марке, посвящённой второй алие, изображены репатрианты на фоне фотографии Бульвара Ротшильда в основанном в 1909 году Тель-Авиве. Первым мэром Тель-Авива был Меир Дизингоф, репатриант второй алии (1905) из Одессы.
На конверте первого дня изображены две фотографии. На первой – синагога в городе Ришон ле-Цион (Ришон ле-Цион был основан 31 июля 1882 года семьями – участниками движения «Ховевей-Цион», которое возглавлял Залман Давид Левонтин, родом из Орши). На второй фотографии изображён момент строительства репатриантами второй алии здания в кибуце Дегания – первом кибуце, основанном в 1910 году двенадцатью репатриантами из России на берегу озера Кинерет (Кибуц — коммуна, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении).
70-летию третьей алии также посвящены марка, специальный штемпель и конверт первого дня.
На купоне марки, посвящённой третьей алие, воспроизведена фотография парохода «Руслан». Многие источники считают, что с прибытия этого парохода в Палестину началась третья алия.
Википедия так описывает историю этого события. «В 1919 году в Одессе, по разным причинам, собралось большое количество евреев, мечтавших уехать в Палестину... В Одессе находились порядка 170 еврейских беженцев из Цфата и из Тверии. Эти люди были австрийскими подданными, изгнанными из Палестины, которые на телегах добрались до Сирии, потом до Турции, а оттуда на пароходе до Одессы. Там они сидели на своих пожитках и ждали. Так как в 1919 году беженцы уже стали подданными Англии, у которой был мандат на управление Палестиной, группа молодёжи обратилась к английскому консулу за помощью в возвращении беженцев домой. Консул согласился помочь и обратился к… властям с просьбой предоставить этим евреям разрешение на выезд. Власти не могли отказать в выезде иностранным подданным. Для ещё 500 евреев подделали удостоверения личности так, как будто они тоже беженцы из Эрец-Исраэль. Их наспех обучили географии Палестины, чтобы в случае допроса они не выдали себя. Все будущие репатрианты владели ивритом и английским и имели при себе удостоверения с фотографиями. В верхней части удостоверений было написано: “Комитет беженцев из Эрец-Исраэль по возвращению их домой”. Можно сказать, что это были первые удостоверения нового репатрианта (теудат оле). “Руслан” отплыл из Одессы и после пяти недель плаванья, 19 декабря 1919 года, ... стал на якорь в порту Яффы».
Репатрианты первых волн алии оставили глубокий след в политической, культурной, военной истории еврейского общества Палестины и государства Израиль.
Источники информации:
1. «Газетные старости». Русская пресса начала XX века. http://starosti.ru/
2. Яков Басин, «Утопить русскую революцию в еврейской крови». Погромы 1903 года и общественная мысль в России начала ХХ века. Еврейская Старина, №3, 08.11.2015. http://litbook.ru/article/8519/
3. Каталог Израильской филателистической федерации. http://english.israelphilately.org.il/en/
4. Электронная еврейская энциклопедия. http://www.eleven.co.il/
5. Руслан (корабль). Материал из Википедии, https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD_%28%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C%29
Владимир БЕРНШТАМ,
Израиль