ЖУРНАЛ "МИШПОХА" №11 2002год |
|
Журнал Мишпоха
|
Александр Литин
Фотографы Могилева
Среди тех занятий, в которых евреи Могилева доминировали как до, так и после революции 1917 года, бытовое обслуживание населения, как бы мы назвали это сейчас, находилось на одном из первых мест. Большинство портных, сапожников, парикмахеров были евреи, и это воспринималось как должное. Но более подробно хотелось бы остановиться на еще одной области, каковой является фотография. Бурное ее развитие в России пришлось на вторую половину ХIХ века. К концу столетия появились бытовые фотографы и в Могилеве. Интересно отметить, что, согласно "Памятной книжке Могилевской губернии на 1891 год", в это время из 4 существовавших в губернском центре фотографий ни одна не принадлежала евреям. Лишь в уездном городе Быхове фотографию держал мстиславский мещанин Лейба Перельман, а в Чаусах - могилевчанин Вигдор Штейн. По-видимому, евреи на первых порах лишь присматривались к новому делу, не рискуя вкладывать в него деньги. Но уже в 1904 году из 7 фотографий города 4 принадлежали евреям. Это были тот же Лейба Перельман и другие мещане Могилева: Шолом Моносович Печерский (больше известный как Дынин), Иуда Аронович Немченко и Монахим Зевелев Фишман. В уездах же к тому времени практически все фотографии принадлежали евреям. Немногим позже, к 1912 году, к вышеназванным присоединились Дракин, фотография которого находилась на Днепровском проспекте в доме Ландау, Фридман - на Луполово и Черешкин - в Пожарном переулке в доме Левина, а также Ицхак Израилевич Наймарк и Матус Симхович Яковлев (Книга "Весь Могилев на Днепре", 1912 г.). Все эти фотографии просуществовали, по крайней мере, до революции 1917 года, о чем свидетельствуют фотопортреты наших дедов и прадедов, сохранивших свои лики для потомков именно благодаря фотографам-евреям. Мы не можем сейчас назвать всех авторов фотооткрыток, запечатлевших Могилев начала ХХ века. Известно точно лишь несколько человек: Н. Останкович из России, фотографиями которого иллюстрированы многие публикации о Беларуси того времени, и могилевчанин Александров. К нашему сожалению, сфера интересов большинства фотографов-евреев того времени не выходила за пределы бытовой съемки в своих ателье. Среди них не оказалось мастеров такого уровня, как Свищов-Паола в России или Булва в Западной Беларуси, оставивших ценнейшее этнографическое наследство. К исключениям можно отнести, пожалуй, лишь Монахима Фишмана, фотографии которого, запечатлевшие празднование 200-летия битвы при Лесной, представлены в "Памятной книжке Могилевской губернии на 1909 год" (оригиналы хранятся в Белорусском музее истории и культуры). Кроме того, по утверждению известного специалиста по белорусским фотооткрыткам Вячки Телеша ("Старыя маг_лёўск_я паштоўк_."//"Старонк_ г_сторы_ Маг_лёва", Маг_лёў, 1998 г.), он также являлся автором нескольких могилевских открыток. Вот что говорится в книге "Весь Могилев на Днепре", изданной в 1912 году, об этом могилевском фотохудожнике, чье фотоателье находилось на Б. Садовой улице в доме Перельмана: "Грань между фотографией и художественностью ныне стерта, и они должны дополнять друг друга в строгом соответствии. ...Сказанное, разумеется, относится к фотографам крупного калибра... К последним принадлежит и владелец художественной фотографии М. Фишман. За ним крупные заслуги в этом смысле. Он обосновался здесь тогда, когда фотографическое дело в Могилеве переживало еще младенческий период своего развития, когда оно еще не выходило из рамок грубых технических ошибок и вульгарности. Та часть публики, которая вообще является судьею в деле оценки новой популярной фирмы, широкой волной потекла в ателье Фишмана, создавая, таким образом, громадный успех именно этого, последнего. И вот результаты. Работы Фишмана оценены надлежащими инстанциями, награждены несколькими большими медалями. К услугам этой фотографии прибегают все казенные и общественные учреждения, имеющие в виду групповые снимки не лубочного, а строго-художественного характера, фирма следует за всеми новинками в области фотографии, сейчас же принимая это в своих работах, а зайдя в приемную залу фотографии или в галерею, обставленную по последнему слову со всей роскошью, мыслимой, конечно, для провинциальной фотографии, посетитель проникается уверением в безукоризненном выполнении заказа". Конечно, можно принять во внимание, что некая бравурность стиля - дань типичной рекламной статье в коммерческом издании. Но не следует сбрасывать со счета факты: медаль "За труд в Искусстве", врученную фотографу в Могилеве в 1902 году, "Золотую медаль" выставки в Вене в 1906 году, "Золотую медаль" выставки в Париже в 1907 году. Очень даже неплохо для периферийного могилевского фотографа. Изданиями открыток с видами Могилева занималось 8 местных и 2 московских издательства. Наиболее крупными из могилевских издательств были писчебумажный магазин М. Ш. Де-Ноткина, книжный магазин Я. Г. Сыркина. Кроме того, в магазине Якуба Сыркина в начале ХХ века вместе с белорусскими книгами продавались открытки с видами Беларуси, с белорусскими типажами и известными писателями. Крупным местным издательством открыток являлся также писчебумажный и книжный магазин Н. М. Рывиной. Одна из немногих цветных сувенирных карточек с 25 видами города и надписью "Привет из Могилева" была издана в издательстве В. С. Сагала (Вячка Телеш "Старыя маг_лёўск_я паштоўк_" // "Старонк_ г_сторы_ Маг_лёва", Маг_лёў, 1998). В публикации использованы фотографии, выполненные могилевскими фотографами: С. Дыниным, Л. Перельманом, И. Немченко, М. Фишманом. |
© журнал Мишпоха |
|