А

ЖУРНАЛ "МИШПОХА" №10 2001год

Журнал Мишпоха
№ 10 (2) 2001 год


© Журнал "МИШПОХА"

Семейные истории


Марина Черняк
ЯКОВ КРУГЕР: "Я ХУДОЖНИК ИЗ МИНСКА"
Я. Кругер “Автопортрет с палитрой”. 1899 г.Яков Кругер родился 14 мая 1869 года в Минске, в многодетной семье бедного ремесленника Мордуха Хаимовича Кругера и его жены Роды. Кроме него, в семье было ещё пять сыновей.
Любовь к рисованию появилась у мальчика с малых лет, но у родителей не было возможности учить сына. Жить было трудно. Пришлось отдать Якова(Янкеля) работать в богатый дом, где был он “мальчиком на побегушках”. Каждую свободную минуту Яков рисовал. Ему повезло, так он сам рассказывал. Хозяева определили его учиться в ремесленное училище. Занятия в училище не отбили у подростка охоты рисовать. В четырнадцать лет он сделал очень удачный портрет писателя Тургенева. Эту работу увидел директор Минской гимназии. Он обратил внимание на талантливого мальчика и добился отправки его на средства благотворительного фонда в Киевскую художественную школу Н.И.Мурашко. Внук Я.М. Кругера - Александр с женой Татьяной.
В школе Яков Кругер проявил себя незаурядным учеником, неоднократно получал награды и премии за прекрасные работы. Одновременно он посещал общеобразовательные курсы. В 1886 году Яков с отличием окончил художественную школу и поехал в Петербург, поступать в Репинскую Академию художеств. Однако чиновники, руководившие Академией художеств, не разрешили принять еврея Кругера в Академию, сославшись на отсутствие у него права на жительство в Петербурге. И будущий художник был вынужден вернуться в Минск. Я. Кругер. “Портрет внучки”.  1934г. Из семейной коллекции
Спустя некоторое время Яков Кругер уехал в Варшаву, где работал под руководством профессора Л.Горовица. В 1888 году молодой художник перебирается в Париж, чтобы учиться живописи в академии Жюльена. Занимался он по классу Бенжамена Констана. Яков много работает, пишет картины и путешествует по европейским странам, изучая произведения великих мастеров искусства прошлого. Побывал в Лондоне, Берлине, Брюсселе. Неоднократно демонстрировал свои полотна на Парижских выставках.
В Россию Яков Кругер вернулся в 1895 году уже сложившимся художником. Но ему казалось недостаточным полученное образование. Молодой живописец снова пытается поступить в Петербургскую Академию художеств.
По рассказам самого Якова, в Академию он был, в конце концов, принят при активном содействия Ильи Репина.
“Я познакомился со знаменитым русским художником Репиным, и только благодаря его стараниям был принят в Академию художеств”, - писал художник в одной из газет в связи с открытием его персональной выставки.
Учился он в классе у Владимира Маковского. В 1900 году учеба в Академии была закончена. Дипломная работа - картина “На суд профессора”, была выполнена в жанре бытовой живописи тех лет. Она получила высокую оценку. Репродукция картины была напечатана в журнале “Нева” за 1901 год.
На полотне старый, убеленный сединами профессор внимательно слушает игру мальчика-скрипача. Рядом сидят родители мальчика и с трепетом ждут решающего слова профессора. В картине тонко показаны переживания родителей и поглощённость в музыку самого маленького музыканта. Позднее эту картину приобрёл Художественный музей города Пензы.
Получив звание художника, Кругер сразу вернулся в родной Минск, где прожил до конца своих дней. Много лет спустя, в одном из интервью, он сказал: “Я художник Минска”.
Яков Мордухович хорошо помнил, как тяжело было ему получить образование. Он поставил перед собой цель - открыть в Минске художественную школу.
Начиная с 1904 года, вёл деятельную переписку с Петербургской Академией об открытии в Минске курсов рисования. Разрешение было получено только в 1906 году. Был утвержден Академией и устав школы, составленный Яковом Мордуховичем. Первыми учениками стали учителя рисования и талантливая молодежь, часть которой пришла из деревни. Часть учеников, не менее 6 человек, обучались бесплатно.
Школа разместилась в трёх комнатах двухэтажного каменного дома. Была хорошо обставлена и освещена. “В лице художника Кругера школа имеет опытного и преданного делу руководителя”, - такое заключение дала комиссия Городской Думы в 1911 году.
Педагогической деятельности Кругер отдал много сил. Он преподавал в различных учебных заведениях до последних дней жизни, стараясь передать ученикам все то разнообразие техники живописи, которым владел сам. Многие из учеников Якова Мордуховича стали известными художниками. Среди них следует назвать Г.Фиментовского, В.Руцая, И. Ахремчика, И.Мильчина, скульптора З.Азгура. Учился живописи у Якова Кругера и большой поклонник искусства академик Я.Френкель.
Еще в 90-е годы определился круг творческих интересов живописца. Помимо бытовой жанровой живописи он с увлечением работал над портретами. В эти годы им были созданы ряд портретов представителей интеллигенции Минска, автопортреты, портреты детей. К лучшим работам можно отнести портрет минского скрипача Жуховицкого(1887), близкого друга и почитателя художника. С большой симпатией создаёт он облик этого общительного и добродушного человека. В том же эмоциональном ключе спокойного повествования выполнены и “Автопортрет”, “Мужской портрет”, “Девочка в красном”...
В Минске Яков Мордухович объединил художников в Товарищество, целью которого было помогать начинающим художникам и оказывать особо нуждающимся материальную помощь. После революции 1905 года наступили годы реакции, которые наложили отпечаток на его творчество. Вспоминая о том времени, Яков Мордухович писал: “Как художник я работал в те мрачные годы неплодотворно: угнетала обстановка полицейского произвола”.
Попытки работать над темами глубокого, политического содержания терпели неудачу. Так, например, написанная им картина “Погром” (1906), отразившая жуткую действительность того времени, была уничтожена жандармами. В эти годы Яков Кругер создает бытовые жанровые полотна из жизни простого народа.
Дочь Якова Марковича - Софья. Фото 1925г.Эту жизнь он повседневно наблюдал и хорошо знал. Об этих картинах сохранились лишь отклики прессы.
Во время первой мировой войны семья Кругеров была вынуждена уехать из Минска. Они переезжают в Казань, где остаются на многие годы. Там глава семьи занимался в основном преподавательской работой.
В 1921 году живописец возвращается в Минск и активно включается в художественную жизнь новой Белоруссии.
Он пишет портреты и делает зарисовки по заданиям музеев и газет. По направлению редакции газеты “Октябрь” едет в сельскохозяйственную коммуну “Новая жизнь”, где создает целый цикл работ из жизни трудящихся. В 1927 году Яков Мордухович пишет картину “Школа беспризорных”, беря за основу подлинный материал из жизни беспризорных Семково-Городка. Доброжелательность наблюдательного художника и его талант придают этой картине ценность исторического документа.
Яков Маркович с женой Зинаидой Лазаревной и внучкой Мариной. Фото 1932г.В тридцатые годы художник увлёкся техникой пастели. В этой технике выполнены картины: “Портрет жены”, “Портрет дочери”, “Портрет внучки” и многие другие. К сожалению, из них сохранился только “Портрет внучки”. Кругер написал целый ряд портретов писателей, поэтов, ученых, политических и общественных деятелей: Якуба Коласа, Янки Купалы, Максима Горького, Змитрука Бядули, Соломона Михоэлса и других. Хочу особо отметить портреты Якуба Коласа и Янки Купала. Они написаны с натуры. Янка Купала изображен около окна, встречающим зарю. Когда картина уже была написана, Якову Марковичу рассказали, что кто-то из поклонников поэта, часто бывая у него, обычно оставлял на окне свежую розу. Это произвело на Якова Марковича большое впечатление. Он решил дописать розу. Эти портреты интересны не только их художественной ценностью, интересна и их судьба. Оба портрета были представлены на персональной художественной выставке, открытой в Минске в 1939 году, в честь 70-летия художника. На ней были собраны 63 картины из музеев и частных коллекций. В этом же 1939 году за “плодотворную работу в области живописи, за активную педагогическую деятельность и воспитание кадров художников, за активное участие в общественной жизни страны” Якову Мордуховичу Кругеру было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств БССР.
В 1940 году художник умер, его жена переехала к детям. Жила сначала у дочери в Москве, потом у сына в Ленинграде. Там и умерла. Когда началась Великая Отечественная война, вывезти картины Якова Кругера из Минска не сумели, и они попала в руки гитлеровцев. Судьба их неизвестна. Но два портрета все же вернулись на Родину. Рассказывают, что какой-то солдат-белорус случайно нашел в одном из подвалов небольшого немецкого городка сверток полотен, а когда развернул его, узнал знакомые лица любимых поэтов Янки Купалы и Якуба Коласа. Он положил их в свой вещевой мешок. После окончания войны солдат вернулся в Минск и отдал картины в музей. Портреты были сильно попорчены, но реставраторы восстановили их. Сейчас портреты выставлены в Литературном музее Янки Купалы. В других музеях Минска сейчас экспонируется всего около 15 сохранившихся работ художника.
У Якова Мордуховича и его жены Фрумы-Златы Лейзеровны было двое детей: Марк и Софья.
Марк Яковлевич жил в Ленинграде. Инженер по образованию, он работал в Пулковской обсерватории. Имел много изобретений. Из жизни ушёл рано, оставив двоих детей - Якова и Людмилу. В свободное время Марк Яковлевичрисовал, писал картины.
Яков Маркович, внук художника Кругера, пошёл по стопам отца. После окончания института работал там же, где и отец. Тоже рисовал и, к сожалению, тоже рано ушёл из жизни. Сын его Александр уехал с матерью в Америку, где сейчас живёт.
Людмила Марковна, сестра Якова, окончила педагогический институт. Живёт в Санкт-Петербурге и преподаёт в техникуме математику.
Дочь художника - Софья Яковлевна жила в Москве. Работала машинисткой. Во время Великой Отечественной войны, с матерью и дочкой Мариной (это я), эвакуировалась в Уфу, а ее муж - Шварц Лев Иосифович - журналист, добровольцем ушёл в Московское ополчение.
В 1944 году у Софьи Яковлевны и Льва Иосифовича родился сын Александр.
В 1950 году Софья Яковлевна, тоже совсем молодой, умерла.
Уже после её смерти я заочно окончила педагогический институт и сорок лет преподавала физику и математику. Думаю, что была неплохим преподавателем, написала несколько статей по методике преподавания физики. В 1978 году была признана лучшим рационализатором в системе профобразования. Вот только гены деда-художника и отца-журналиста не давали мне спокойно жить.
С 1969 года я начала писать и печататься. Вела цикл передач на радио. Это были очерки о людях: П.П.Шмитте, о Рихарде Зорге, о Толиверовой и других. Выйдя на пенсию, продолжаю ту же тему. Теперь я составляю истории родов. Возвращаю людям прошлое, без которого нельзя понять настоящее и будущее.
О дедушке я никогда не забывала. В 1969 году, когда было его 100-летие, приезжала в Минск, встречалась с людьми, знавшими его, и написала о нём в журнале “Искусство”.
У меня были большие сомнения - удобно ли писать о своём дедушке. Эти сомнения развеял друг и ученик деда скульптор Заир Азгур. Он сказал, что был бы счастлив, если бы так поступили его дети. Внучка Я.М. Кругера - Марина Львовна Черняк.
У меня дочь - Ирина, филолог по образованию, зять - Владимир, который закончил тот же институт и тот же факультет, что и я, и внук - Дмитрий, который закончил Московский авиационный институт. Он программист, делает на компьютере красивые рисунки, гербы, так что, без сомнений, до него дошли гены его прапрадеда.
Мой брат Александр по образованию инженер. Его сын Дмитрий тоже окончил технический вуз, защищает диссертацию на звание кандидата технических наук. Он вылепил из пластилина целый город, о котором писали в “Комсомольской правде”.
Если верить в то, что ушедшие наблюдают за нами, Якову Мордуховичу должно быть приятно - потомки не посрамили его доброго имени и не забыли о нём и его таланте.

© журнал Мишпоха