Журнал Мишпоха
№ 10 (2) 2001 год
© Журнал "МИШПОХА" |
Автограф
Зинаида ПОЛВАНОВА
Первые мои творческие волнения были связаны вовсе не со стихами. В детстве я любила рисовать. Помню, как, нарисовав что-нибудь, прятала рисунок, а потом доставала его и жадно всматривалась: что же это у меня получилось? Неожиданно для себя в юности подобным образом я стала прятать стихи…
Думала ли я тогда, что буду жить в Иерусалиме, а стихи прятать – в компьютере?
До сих пор не расстаюсь с надеждой: вот возьму и пойду в ученицы к хорошему художнику, к Вене Клецелю, например! А пока мы с художником Вениамином Клецелем решили вместе представить Вам наше творчество.
Вениамин КЛЕЦЕЛЬ
Еще до войны в маленьком украинском городке, где я рос, часто бывали пожары. Они приводили меня в восторг. Теперь мне понятно, что это была бессознательная тяга к цвету, к живописи.
В Ташкенте, в эвакуации, я начал учиться рисовать, писать красками. Много лет жил в Средней Азии, где так живописны горы, шумные восточные базары, узкие переулки.
Очутившись в великом Иерусалиме, рисую камни, холмы, евреев. Восторг переполняет меня вот уже девять лет!
ИЕРУСАЛИМСКИЕ ХОЛМЫ
Художнику Вениамину Клецелю
Мы выбрали в Израиле холмы
И вечный город, к небу самый близкий.
Холмами здешними уйдем отсюда мы.
Гиват-Шауль составит наши списки.
Мы сделали сегодня столько дел!
Асфальт блестящий быстро подсыхает.
Внизу, в долине, воздух потемнел,
А на холмах наш вечер полыхает.
По-своему окрашен каждый склон.
Закат разметил все пространство здешнее.
Чем выше холм, тем озаренней он,
Тем солнце с ним прощается неспешнее…
НЕДЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ к торе
Оре и Боре
Ах, эти недельные комментарии к Торе –
комментарии!
Наша игра продолжается –
опять совпало!
Жду сегодня гостей,
продумываю салаты
и слышу вдруг по радио:
”Гостеприимство выше пророчества”.
Совпадения эти эфирные –
тайный знак,
что все у меня в порядке,
что с юной лыжни я не сбилась,
что живу я не чью-то жизнь,
а свою собственную,
и она, пусть бесснежно,
но продолжается.
Жду сегодня гостей.
ЛУННОЕ ЗАТМЕНИЕ В ИЕРУСАЛИМЕ
Дине Рубиной
Все, что происходит в этом городе,
Раз – приподнято и два – подсвечено.
И за всем, за всем происходящим –
Задник, на котором что-то вроде вечности.
Тень Земли наехала намедни
На Луну и всю ее затмила.
В Иерусалиме это выглядело
По-домашнему бесхитростно и мило.
|
ЖИЗНЬ – ЖЕСТЯНКА
Большой старик в лохмотьях
с маленькой лохматой собакой
стоит неприкаянно,
ни к стене не приткнувшись,
ни к дереву.
Сел хотя бы!
Он стоит посреди тротуара,
приткнувшись к воздуху,
и трясет жестянкой,
превращая в джаз эту жизнь.
И собачка стоит рядом с ним,
и все обтекают их.
Нищета, как “тойота”,
имеет модную современную
обтекаемую форму.
Сначала мое сочувствие
вызывает маленькая собака,
потом – большой старик,
но доставать кошелек уже поздно –
меня уносит, уносит
под звуки жестянки.
ИЗЛЕТ
В российском городе N не зря
Любят селиться птицы.
Наум Басовский
Неужели птицы выбирают,
Где им жить, где выводить птенцов?
Где стареть? Неужто выбирают,
Где им умирать в конце концов?
Боже, поселиться бы в Рамоте
Птицей! И смотреть до самой тьмы
В долгом темно-розовом полете
На холмы, на здешние холмы.
И сцепить в полете негасимом
Все, что было. И в последний миг,
Попрощавшись с Иерусалимом,
Попрощаться с жизнью напрямик.
СТИХИ И СЧЕТА
Хотела достать из сумки стихи,
а достала счета.
То ли сумка не та,
то ли жизнь совершенно не та.
А в окне нашем новом – холмы
и асфальта извилистый блеск.
То ли в небо несемся мы,
то ли – без тормозов – с небес.
|
|