Мишпоха №34 | Владимир СВЕРДЛОВ * VLADIMIR SVERDLOV. Я ЗНАЮ, ГДЕ ТЫ БЕРЕШЬ НОТЫ... * I KNOW WHERE YOU TAKE NOTES… |
Я ЗНАЮ, ГДЕ ТЫ БЕРЕШЬ НОТЫ... Владимир СВЕРДЛОВ Владимир Свердлов с женой Марией на вечере, посвященном памяти узников Минского гетто, 2013 г. |
Много лет назад мы поехали с тогдашним
директором Музея истории и культуры евреев Беларуси Инной Герасимовой в Дараганово. Там в детском санатории «Крынки» меня застала
война, там были расстреляны все еврейские дети, а мне чудом удалось спастись. В
разговоре с Инной Павловной я вспомнил про маленького скрипача, которому тогда
было лет шесть-семь, не больше. Рассказал немного, но, наверное, эта история
осталась в памяти, и года через два, когда И.П. Герасимова устраивала выставку,
посвященную детям, оказавшимся в гетто и концлагерях, Инна Павловна попросила
написать меня подробнее о маленьком скрипаче. И отказался, многое позабылось,
прошло столько лет, да и больно вспоминать об этом. Но, наверное, не зря говорят, если
растревожил воспоминания, так просто они от тебя не уйдут, будут постоянно
рядом. Только предоставь им маленькую возможность, подай сигнал, и они тут же
вернутся. Где-то ранней осенью прошлого года
малолетних узников гетто и концлагерей пригласили посетить новый Музей Великой
Отечественной войны. Нас хорошо встретили, показали выставки и еще не конца
завершенную панораму обороны Минска. На панораме – бой под Заславлем, дорога,
немецкие мотоциклы, наша танкетка, на шоссе убитые, чемоданы беженцев и раненая
скрипка с вывороченными внутренностями. Я как только
это увидел, у меня все поплыло перед глазами. Я мгновенно вспомнил про Дараганово, про маленького скрипача Моню…
Даже заплакал и ушел. ...Моня приехал в санаторий откуда-то из
Гомельской области. Когда меня родители отправляли в Дараганово,
я садился на поезд в Жлобине. Он ехал в том же вагоне.
Там мы увидели друг друга впервые. Я был старше Мони на три с половиной года.
Смотрел на таких шкетов сверху вниз, но он мне
почему-то запомнился. У него в руках все время был футляр со скрипкой, он
никому его не доверял. Моня был в черненьком пиджачке, аккуратненько одет. Добрались мы до Осиповичей. Там утром
должна была быть пересадка на слуцкий поезд. Нас всех
погрузили в вагоны, а потом поступила команда: «Выходи». Поедем на добавочном.
На вокзале в буфете нас покормили. За столиком я опять сидел с Моней. И он
снова не отпускал из рук футляр со скрипкой. Так и ел. Потом наши пути разошлись. Он попал в
дошкольный корпус, а я, второклассник, в отряд № 3. Когда в середине августа 1941 года в
«Крынки» приехали немцы, нас разделили на еврейских и нееврейских детей. Еврейских выкинули из школьного корпуса. Из нас сделали
четыре группы. И я снова оказался вместе с Моней. В нашей группе было,
по-моему, пять человек. Днем нас гоняли таскать воду, дрова пилить, на другие
работы. Монина скрипочка оставалась в комнате. Она
лежала на подоконнике. Стены в корпусах были толстые, подоконники широкие –
места хватало. К нам в комнату врывались и детдомовцы, и полицаи, но скрипка,
хоть и лежала на виду, была как заколдованная, ее никто не трогал. По вечерам
Моня доставал ее из футляра и что-то играл. Он занимался музыкой каждый день. Я
в этом мало понимал. Думал, что это детская скрипка, но Моня как-то сказал, что
она сделана по спецзаказу. По вечерам, когда полицаи уходили и на ночь нас
закрывали, Моня садился на подоконник и играл. Иногда ребята хотели поговорить,
раньше лечь спать, а Моня играл. Ему говорили: «Прекрати, дай спать». А он
отвечал: «Я когда ехал сюда, меня родители попросили, чтобы я каждый день
занимался музыкой, и я им обещал. Если я не буду заниматься, все забуду. Нас
скоро освободят, что я папе с мамой скажу»... Так проходили дни. Однажды кто-то из ребят
постарше сказал Моне: «Что ты все пиликаешь. Сыграй что-нибудь интересное». И
Моня стал играть. Это была такая музыка, что я ее до сих пор слышу. Я, конечно,
не знал тогда, что это за произведение. Воспитывался в маленьком райцентре, ни
тебе концертных залов, ни театра. Я через несколько дней спросил у Мони: «Что
ты играл?». Он ответил: « Полонез». Не знаю, почему я это слово запомнил с тех
пор, хотя и не знал, что это такое. Однажды я спросил у Мони, откуда он берет
столько разных звуков. «Это ноты», – ответил он. «Что значит ноты?» – не понял
я. «Ты букварь изучал? Там буквы, а у музыки – ноты». «Дай посмотреть эти
ноты», – попросил я. «У меня их нет, ты же знаешь, всю бумагу детдомовские
отобрали на курево». У меня этот разговор не выходил из головы.
Любопытно было посмотреть на эти ноты. Однажды зимой мы таскали воду, кругом
лежал снег. Я снова спросил про ноты. Моня взял палочку и стал рисовать их на
снегу. Большие рисовал ноты с флажками. ...Моня слабел с каждым днем. Стал совсем
бледным. Мы, как могли, подкармливали его капустой или морковкой из мусорного
бачка. Смотрим, на кухне выбросят, мы подберем, оботрём и едим. И с Моней
обязательно делились. Я не умею плавать. Но в том месте на реке
Птичь была прорубь, куда спускали мертвые тела, когда дети умирали. Сон мне
приснился. Кто-то меня бросил я эту прорубь. Я барахтаюсь, тону, и подплывают
ко мне ноты – такие, как Моня рисовал на снегу, только они из дерева, и меня
выталкивают из воды. Я проснулся испуганный, а утром сказал Моне: «Я знаю, где
ты берешь ноты. Ты их берешь из реки, их там полно». Он посмотрел на меня
как-то странно и ничего не ответил»... Моню расстреляли немцы… Через много лет, когда я служил в армии на
Сахалине, услышал по репродуктору музыку, которую когда-то играл Моня. Диктор
объявил: «Полонез Огинского». Уже позже я узнал, что он называется «Прощание с
Родиной». Владимир Семенович
Свердлов – малолетний узник детского концлагеря «Крынки». Совершил побег, когда
еврейских детей вели на расстрел. Спасением обязан Александре Кирилловне Звоник, которой присвоено звание «Праведник Народов Мира».
После войны жил в Минске. Строил автозавод, четверть века
работал на предприятии «Белсантехмонтаж», потом в
мастерских Министерства культуры. Поставил памятник на месте расстрела еврейских
детей из санатория «Крынки». |
© Мишпоха-А. 1995-2015 г. Историко-публицистический журнал. |