Мишпоха №33    Наталия КРУПИЦА * Natalia KRUPITSA. КУКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВАЛЕРИИ ГАЙШУН * PUPPET STORY BY VALERIA GAISHUN

КУКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВАЛЕРИИ ГАЙШУН


Наталия КРУПИЦА



























Наталия КРУПИЦА * Natalia KRUPITSA. КУКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ВАЛЕРИИ ГАЙШУН * PUPPET STORY BY VALERIA GAISHUN

Продолжение кукольной истории Валерии Гайшун в Витебске — не случайность. Счастливой случайностью, скорее, было знакомство с минчанкой Валерией Гайшун, которая сделала Дому-музею Марка Шагала на Покровской улице необычный подарок – куклу, изображающую мать художника Фейгу-Иту.

Этот эпизод спровоцировал интерес к творчеству Валерии Гайшун и у работников музея, и у посетителей, и вот, спустя некоторое время, он удовлетворен вполне. В Витебском Арт-центре Марка Шагала на выставке «В поисках утраченного» автор демонстрирует своих кукол, которые выполнены из шерсти в технике сухого валяния. Их сорок четыре, они представители трех коллекций – «Пятая графа», «Еврейская мама» и «Еврейское счастье», и это половина всего необыкновенного собрания.

«Все мои персонажи – евреи из прошлого времени, времени СССР, люди, которых я знала по Бобруйску, где родилась. Это им посвящение, и в том числе – моему деду, которого я обожала, поэтому у моих кукол есть имена и своя история», – поделилась Валерия.

И, правда, эти удивительные куклы, сделанные с большой любовью и юмором, душевным трепетом и знанием культуры и быта еврейского местечка, вызывают теплые чувства (да к тому же, из такого уютного материала изготовлены неспроста). Здесь изображение учительницы музыки Симы Исаевны, уехавшей из Бобруйска с первой волной эмиграции, и киоскера Левы, торгующего крошечными журналами «Огонек», «Советский экран», «Здоровье», и фотограф Семен, и учительница немецкого языка Белла Львовна, и портной Лейб… Причем, по восприятию куклы – это самые настоящие постановочные сюжеты, например о том, как «долго Броня просила Марика ездить аккуратно, а он не послушался и таки упал». Портреты шаржированные, но, наверное, автор и не могла иначе показать своих героев, кого любит и помнит, поскольку сама Валерия — человек остроумный, ироничный. Благодаря ее «шерстяному» населению как бы воссоздан дух и колорит еврейского местечка.

Что же касается изготовления, то Валерия Гайшун при создании своих кукольных сюжетов использует уникальные мини-детали, которые порой приходится приобретать у антикваров или заказывать у мастеров. Так, крошечный велосипедик, с которого навернулся тот самый Марик, был добыт ею в Даугавпилсе, а немецкая игрушечная швейная машинка для портного Лейба с датировкой «1942 год» продана за полцены антикваром, который восхитился творчеством Валерии. Это стало поводом для шутки в духе Валерии: «Конечно, клейма зачистили, но каков пассаж – машинка из фашистской Германии для еврейского портного, да по бросовой цене!».

Многие куклы покинули автора, уехали на постоянное место жительства в Израиль, Россию, Францию и даже Филиппины, отправились к новым владельцам – своим прототипам.

– Мне пришлось открывать собственный ОВИР, – шутила Валерия. – Каждой убывающей кукле я готовлю сертификат в виде красного советского паспорта, в котором указаны имя, год рождения. И у себя оставляю дубликаты на память. По ним можно определить, что мои куклы уже пережили несколько волн эмиграции.

Кстати, у коллекционных выставочных экспонатов таких паспортов нет, поскольку они навсегда остаются на родине.

Один из последних показов кукол Гайшун, и они вызвали много теплых откликов, состоялся на международной кукольной выставке в Минске «Панна DOLL’, я», в которой участвовали авторы из 18-ти стран.

Валерия Гайшун по образованию экономист, художник в душе и рукодельница. Технику валяния из шерсти она осваивала самостоятельно, но то, что получилось – действительно произведения искусства. Какого – ответ каждый найдет сам.

От автора только одна подсказка: «Куклы – особый вид искусства, они способны вернуть в детство, когда человек умеет жить, не нахмурив лоб».

Наталия КРУПИЦА

 

   © Мишпоха-А. 1995-2014 г. Историко-публицистический журнал.