Мишпоха №30 | Слава Рабинович * Slava Rabinovich. ЕВРЕЙСКИЕ МУЖЧИНЫ * JEWISH MEN |
ЕВРЕЙСКИЕ МУЖЧИНЫ Слава Рабинович Рабинович Слава Мееровна (урожденная Ратнер) Рисунок александра вайСмана |
Мой глубоко информированный друг из Союза
писателей Лев Сонин, когда я только заговорила с ним об этом предмете, выдал
тут же: «Ну да, еврейские мужчины, оно конечно... Помню, мой папа всегда шел на
шаг впереди мамы». И тут я вспомнила, что ведь и я всю жизнь вприпрыжку
догоняла своего мужа и часто не могла догнать, потому что он всегда стремился
вырваться вперед. Оказаться первым везде: в семье, в деле, перед истиной, даже перед Всевышним – вот она, главная особенность еврейских
мужчин, и не только особенность, может, даже Божье предназначение. Возможно,
без этой особенности еврейских мужчин, точно так же, как без некоторых
особенностей еврейских женщин, евреи уже давно исчезли бы с лица земли, как это
сделали десятки, а может быть, сотни вполне достойных народов. В детстве я не была вписана в еврейский мир. Ни в
детстве, ни в юности – так вышло по жизни. Беженство, потом поездки с военным
отцом по закрытым стройкам, где евреи были считанные, уход отца и запредельная
бедность – все это начисто выключало меня из еврейской жизни. Я дружила с
русскими девочками, за мной ухаживали русские парни и делали мне предложения,
но я упорно отказывалась, сама не знаю почему. Они говорили мне красивые слова
о любви, возносили меня до небес, один даже ездил со мной в тридцатиградусный
мороз на Эльмаш, чтоб я могла проведать мою
старую-старую бабушку. Первый и единственный еврей, сделавший мне предложение,
стал моим мужем. И он совсем мало говорил мне о любви и никуда меня не
возносил, то есть, как и положено еврею, он не делал из меня кумира. Я уже не
говорю о моей бедной бабушке, к которой он мог бы поехать тогда, только слегка рехнувшись. Просто мне было с ним интересно, из него били
ключом юмор и остроумие, но главное – на меня впервые в жизни повеяло чем-то
знакомым, даже родным. Эти интонации я уже где-то слышала эта жестикуляция рук
была странным образом похожа на мою. Простите за
лирическое отступление. Однако эту важную мысль о стремлении евреев к первенству
везде, где только можно, надо еще подтвердить, потому что мой муж – это еще не
все евреи, отнюдь, как сказал однажды на четверть евреизированный
Гайдар, и одним этим словом испортил себе всю кашу, которую заваривал так долго
и трудно. Так вот, в ранней молодости мне пришлось побывать совсем
случайно в развеселой новогодней компании, где все юноши были как на
подбор евреи, а девушки, напротив, были смешанные. Многое я позабыла с тех пор,
но вот то, как выхвалялся каждый из тех еврейских парней перед остальными, как
красиво держал сигарету, брал книгу, рассуждал о поэзии и шутил, шутил,
перебивая остальных, не забывая при этом хоть немного приопустить
другого, – этого я не забыла. Уже вот и совсем недавно, ну, лет пять назад, на каком-то
еврейском празднике подошла я к трем выразительным евреям, подошла потому, что
один из них был Народный артист России Казимир Серебреник,
на свидания с которым я бегала в юности в филармонию на последние студенческие
копейки и с которым я немножечко подружилась в последние годы. Подошла и давай
его нахваливать, так, для души, ну и для приятности, а главное – говорю сущую
правду. Не прошло и минуты моей бескорыстно-хвалебной речи, как эти два
оставшихся еврея меня останавливают такими словами: «Ну-ну, хватит, хватит его
облизывать!» И каждый начал с восторгом говорить о себе. Нет, я не говорю, что
еврейские мужчины никогда и никого не хвалят. Хвалят, когда нужно и кого нужно,
однако же не бескорыстно, а функционально, стало быть,
по обстоятельствам. А вот искренне и по-настоящему, без фиги
в кармане, они хвалят только себя самих, не считая своих чад и редко жен. И
если меня спросят русские люди, и чего это евреи все время выхваляются, то я
отвечу им так: «А кто еще похвалит бедного еврея? Вы похвалите? – Молчание. – А
другой русский? – Молчание. – А другой еврей? Тут я вам сама отвечу: ни за
что!» Поэтому еврей берет это дело в свои руки, чтобы ни от кого не зависеть. А
похвала нужна каждому, тем более, если этот каждый – еврей. Униженный да будет
возвышен больше других! А про себя я еще подумаю – вот такими
лепила евреев тысячелетия и такими их вылепила жизнь – самый великий скульптор
на свете. Ей-богу, евреи бывают
великолепны вот с этими своими еврейскими свойствами. Потому что двигаться так,
как двигаются евреи, достигать таких высот, каких достигают они, вопреки всем и
всему, – это надо уметь! Вы скажете: «Для себя же стараются!» Ну да, стараются
для себя, а потом оказывается, что великие и даже невеликие еврейские открытия,
изобретения, картины, оперы, кинофильмы и во главе всего книги идут в мире
нарасхват, как горячие пирожки на вокзале. И многие народы хорошо ими
попользовались и продолжают пользоваться. И это замечательно! От нас не убудет.
Чем больше требуется, тем больше делаем и отдаем всем, кто желает. Мать с отцом
тоже родят ребенка для себя, а потом он вырастает – и становится Моцартом, или
Пушкиным, или Эйнштейном! И
не только уметь, а иметь надо – носить в себе, ну пусть не вечный, пусть полувечный двигатель – semi perpetuum mobile. Ты должен быть
в постоянной готовности к движению, даже когда ты задремал и как будто бы
выключен. Еврей не может себе позволить заснуть (смысл здесь скорее переносный)
крепко и надолго. Даже при слабом и дальнем звуке трубы он должен выйти на зов
– и вести, и вести свой корабль среди бушующих волн, готовых смести его
непрерывно, потому что он чужой. А чужих не любят нигде и никогда! А еще
оттого, что двигается слишком много и слишком быстро, вызывая здоровую зависть
окружающих. Чужой, да еще такой живчик, – это уже не просто зависть, это
зависть в квадрате и, может быть, даже в кубе. Вот
почему, а не от любви к сладостям, как уверяла меня когда-то знакомая врачиха,
еврейские мужчины так сильно и так рано подвержены инфарктам и инсультам, хотя
и от сладостей тоже, ведь горечь надо чем-то заесть. Такого сильного жизненного
вихря, вкупе со столь сильной завистью ближних,
которые ощущаешь как ветер или грозу, потому что на самом деле зависть столь же
материальна, как они, не выдерживает что-то главное в человеке – то ли
голова, то ли сердце. Не
бегайте так быстро! Остановитесь Вы на минутку! Разве я не говорила этого Юрию
Эммануиловичу Соркину – врачу и писателю, собирателю и краеведу – уже после
инфаркта и инсульта, продолжавшему бег наравне с молодыми? Ведь знал, что
нельзя, как врач знал, а натуру обуздать не мог. И упал замертво прямо на
улице, на бегу – на похороны к другому такому же бегуну. И разве я не говорила
этого Владимиру Викторовичу Розенблату, профессору
медицины, успевшему с почти не видящими мир глазами так много, что иному
зрячему хватило бы на целых пять жизней, – в науке, в литературном творчестве,
в музыке, в спорте, даже в бизнесе и в любви – любовь кладу напоследок, как
самое важное. Это же говорю я теперешним – с тяжеленными портфелями,
заполненными читательской почтой, вечно что-то не успевающим, но, в конце концов,
успевающим сделать так много. «Эй, вы, – кричу я им, – мужики, полегче на поворотах!» Да разве они послушаются! Это же
еврейские мужчины – и они все знают сами. Что, правда, так это то, что за много веков своего горемыканья евреи таки придумали себе неплохие штуки,
заменяющие отдых и бутылку водки и обеспечивающие адекватный эффект. И это, в
первую очередь, нет, лучше в первую голову, поскольку очередь слегка устарела,
а голова у евреев никогда не выходила и не выйдет из моды, в общем, бикитцер (короче – идиш), это, конечно, книга. Книга в
собирательном смысле, потому что еврей собирает, держит в руках, читает, берет
взаймы и не отдает книгу всю сознательную жизнь, от пяти и до восьмидесяти пяти
и дальше, сколько Бог даст пожить. Однако
же лет так в шестьдесят почти что у каждого еврейского
мужчины появляется необоримое желание написать что-нибудь самому, даже если
писать не о чем, а также нет денег и даже способностей к писанию. Непременно
надо ему написать книгу, или две книги, или много книг – по возможностям,
скорее физическим и материальным, потому что книгу еще и издать надо, а это
стоит денег. И этот пишущий еврей как-то умудряется и тут перехитрить судьбу, и
еврейские книги текут с типографских конвейеров все нарастающим потоком.
Достоинство это или же недостаток еврейских мужчин – сказать трудно. А
вот что действительно украшает наших мужчин необыкновенно, от раскидистых
кудрей и до лысины, так это, сами понимаете, еврейский юмор, который, конечно,
достояние всей нации, и даже других наций тоже, однако же
создается он по преимуществу еврейскими мужчинами. Юмор – классная вещь и
лучшее лекарство от любой печали. С другой стороны, и занестись в мыслях
слишком уж высоко, когда уже и земли не видать, и людишек
на ней, юмор тоже не даст, то есть юмор имеет, конечно, прикладные цели, и
еврейский тоже. Но это же еще и искусство, и спорт, и черт знает что еще,
конечно, если этот юмор настоящий еврейский, а то ведь в наше-то рекламное
время такое тебе всучат в упаковке еврейского юмора, что плакать захочется, а не
смеяться. А
третья вещь, которая помогает еврею не только выжить, а прожить жизнь, чаще
всего довольно долгую, очень даже неплохо, – это еврейская женщина, сначала
мама, потом жена плюс мама. Как говорилось в одном бородатом анекдоте,
еврейская жена – не роскошь, а средство передвижения. Средство передвижения –
это частный случай, а вот то, что еврейская жена – это средство
продвижения, – это да! И она, в самом деле, не роскошь, а необходимость –
это уж точно. Даже еврей не может, хоть он может почти что всё, существовать с фигой в кармане все 24 часа в сутки, все 30 дней в месяце и
все 12 месяцев в году. Еврей – тоже человек, и ему, как и всем, тоже нужна
разрядка! Знаете, снять с себя мундир (очень часто руководящий) вместе с
перчатками и маской и остаться вдруг таким, какой ты есть на самом деле: со
своими бзиками и занудством, страхами и нетерпением.
Перед кем можно так круто выпятить грудь, так блеснуть умением все устроить как
надо и, наконец, с кем можно перемыть кости – и, стало быть, встать выше –
всему начальству на свете, начиная с общегосударственного
и кончая своим собственным, начальством жены, учителями детей в школе? Да еще
если в этом процессе участвуют дети! Какой кайф, подумайте – создать
единодушную и единомыслящую команду в мире, где всяк
норовит укусить тебя побольнее! И поговорить всласть,
до колик в сердце, о нем – об антисемитизме. Попробуйте проделать это с
русской женой. Ничего у вас не выйдет. К русской жене, вместе с ее многопьющей и малоговорящей (об антисемитизме в
особенности) родней будете приспосабливаться вы. И мундирчик
свой вы так до конца и не снимете, и масочку тоже.
Вот почему владельцы русских жен первыми устремились в Израиль, а мы-то думали,
что инициатива идет от жен. И это тоже, но говорю вам точно, что это не главное.
А суть вот она – еврейские мужчины хотят наконец-то взять реванш! Вообще говоря, почти все еврейские мужчины конформированы, то есть подогнаны
под общие мерки весьма сильно. В России они умеют пить и материться, копать
землю и строить баньку часто не хуже русского мужика. Именно
они, а не женщины, которые гораздо больше принадлежат семье, дому и, создавая
их, греются об их тепло, выдвинуты в почти всегда угрожающий внешний мир, и они
почитают своей святой обязанностью заработать в этом мире столько, сколько
хватило бы на процветание их семьи и дома, и даже немножечко больше, потому что
в голове еврея, даже если на земле, где он живет, цветут розы и сияет
солнце, и все соседи улыбаются ему, и дают «а брэйтн
гут морген» (как говорила моя бабушка Хаймэра),
всегда присутствует такая странная мысль, что розы увянут, солнце переместится
на другую часть планеты, а соседи вдруг скажут «жид». Раз
уж речь зашла о моей бабушке, так послушайте, какую смешную песенку пела мне
бабушка в детстве, имеющую непосредственное отношение к тому серьезному
предмету, о котором здесь идет речь, а именно – к еврейским мужчинам (о других
мужчинах моя бабушка петь не могла, поскольку они просто отсутствовали): Мужчиной
быть ей-богу превосходно – Дальше
в бабушкиной песне-балладе следовало перечисление мужских грехов, а кончалась
песня тонким ироническим замечанием: Брить
бороду, конечно, неприятно, Эту
ироническую балладу в пользу еврейских мужчин, но и со справедливой критикой в
их адрес сочинила в начале XX века одна местечковая еврейская женщина. И это
могла быть моя бабушка! Вот открытие! Почему я так думаю? Потому что и мелодия,
и слова этой довольно смешной песни все время менялись, и еще потому, что
больше я такого не слыхала нигде и никогда. Так,
значит, очень возможно, моя бабушка Хаймэра была
поющим поэтом, или бардом, и мне теперь незачем гадать, откуда во мне это
навязчивое желание сочинять. Но не в этом дело. Есть
среди евреев такие великолепные экземпляры, которые, внешне прогибаясь под мир,
даже под каждого, от кого зависит его, еврея, жизнь, проживают с фигой в кармане всю эту жизнь – на работе, на улице, даже
дома – несут в себе свой неукротимый еврейский нрав, внутренне не
прогибаясь ни под кого. Таких уважаю. И
тех, кто несет свой еврейский крест тихо и достойно, – уважаю тоже и еще люблю. И
тех, кто всегда лезет на рожон и громко протестует, если его пытаются втиснуть
в Прокрустово ложе, – уважаю вдвойне. Юмористов
и анекдотчиков, прикрывающих слезы соленой шуткой, ой
как понимаю и очень ценю. Еврейских
стариков, часто оставленных детьми доживать свой век в одиночестве, но в родных
пенатах, плетущихся в мороз с палочкой в синагогу или на еврейский концерт, – я
вас очень люблю и глубоко уважаю. Даже тех, кто звонит тебе в субботу
вечером или же в разгар воскресенья, когда ты уже размяк и находишься в
состоянии глубокого отключения, и грубо тыкает тебя в какое-то нужное чаще
всего им, не тебе, дело, чего никогда не сделает даже очень недобрый русский
человек, – я вас тоже уважаю – за вечное движение. И вас, бедные мученики, редкое племя,
потому что таких, как вы, просто не может быть много, выворачивающихся
наизнанку, чаще всего без личной корысти, а также без фиги в кармане, живущих
на полном серьезе, ради того, чтобы поднять авторитет не только свой
собственный, но и своего народа тоже, и прикрывающих собой проступки или даже
грехи других евреев, – я вас жалею, понимаю и очень люблю. ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ Я
не исследователь, я поэт, я расскажу вам так, как чувствую я
еврейских матерей и жен. Я уже писала, что в своем беженском
послевоенном детстве я почти не видела евреев. Мои родители, пробежавшие под
бомбами Если
русская мама не передала ребенку гордость своего народа, это еще не беда. За
нее это сделают прекрасные книги (тысячи книг о русской душе, русском лесе,
русском характере), великолепные песни о русском поле и русских березах,
наконец, учителя. Еврейская мама одна со своим ребенком и со своей гордостью. И
если ее ребенок приходит бледный и заикающийся с улицы или из детского сада и
сообщает об оскорблении, которое он еще даже не понимает, мама первая берет на
себя удар. Она кричит и грозится наказать обидчиков, обычно не выходя из
комнаты. Ей приходится защищать не только своего
лопоухого Иосика. В его лице она защищает целый
народ. Еврейская женщина делает это с южной страстью и европейской
изощренностью ума, так что получается здорово. И ребенок запоминает уроки
надолго. А потом эта же мама приносит ребенку книгу и говорит: «Вот, Иосик, если ты будешь много читать и станешь умным, все
твои обидчики замолчат, потому что ты будешь умный и сильный, а они останутся
маленькими и глупыми». И Иосик начинает читать. О,
эти еврейские библиотеки! Все прекрасные книги в нашем городе подешевели от
распродажи многочисленных еврейских библиотек. И потом, когда Иосик подрос, мама говорила: «Тебе надо учиться дальше.
Тебе нужен Университет. Тебе нужны книги и репетиторы. Придется продать мою
шубу». О, эти еврейские мамины шубы! Сколько молодых людей получили на них
образование! Потому и любят еврейских матерей особо. Помните анекдот, что у
еврея, как и у всех других мужчин, есть жена и любовница, но француз любит
любовницу, немец любит жену, а еврей любит маму. Нет, она совсем даже не
святая, еврейская мама. Она бывает скандальна и
толста, и она часто бывает не права, как и все другие! Но именно она, еврейская
мама, каждая в свое время, передала сыну гордость своего народа (уж в каком
поколении!) и дала ему выход из тупика. Разве я говорю, что не любит маму
русский, или француз, или бурят? Но в любви еврея к своей маме есть что-то
божественное и мистическое. Вы вправе спросить: «А где же еврейский папа?» Он здесь,
рядом. Где же ему еще быть? Он как форпост во внешний мир. Он много работает и
много терпит, много бегает и часто унижается, чтобы все получилось так, как
хочет еврейская мама. Без вечно куда-то спешащего и озабоченного еврейского
папы не было бы гордой еврейской мамы. А папин ум, а папино чувство юмора – это
тема для отдельного разговора, так же, как капризные еврейские дочки... Вот
вам маленький этюд о еврейских женщинах и чуть-чуть – о мужчинах. Может быть,
женщины Израиля уже другие. Не была – не знаю. Но я знаю и люблю таких. Слава Рабинович Рабинович Слава Мееровна (урожденная Ратнер). Родилась в Полоцке. Окончила Свердловский институт
иностранных языков. Работала переводчиком в НИИ и на предприятиях Свердловска.
С 1991 года преподает в Уральском технологическом университете. Автор перевода поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»,
книги стихов великого американского поэта Эмили Дикинсон. Издала семь поэтических книг. Последние годы пишет эссе и рассказы.
Совместно с сыном, профессором филологии Уральского госуниверситета Валерием
Рабиновичем, написала книгу «Еврейские страсти». Член Союза российских писателей. Живет в
Екатеринбурге. |
© Мишпоха-А. 1995-2012 г. Историко-публицистический журнал. |