Мишпоха №30 | Антоний Шерешевский * Antoniy Shereshevsky. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕН СЕМЬИ КИТАЕВЫХ-ШЕРЕШЕВСКИХ * ‘MUSIC GENE’ OF THE KITAEV-SHERESHEVKIYS FAMILY |
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕН СЕМЬИ КИТАЕВЫХ-ШЕРЕШЕВСКИХ Антоний Шерешевский Верхний ряд (слева направо): Мария – жена Израиля Наумовича Китаева, (третий) Арон Соломонович Шерешевский. Средний ряд (слева направо): Израиль Наумович, его дочь, жена Наума Китаева, Наум Китаев, Зиновий Наумович Китаев. Нижний ряд: Иосиф Соломонович Шерешевский. Рахиль Китаева-Шерешевская Рахиль Китаева-Шерешевская Витебск. Городской театр Витебск. Гостиница Арон Соломонович Шерешевский Арон Соломонович Шерешевский |
Об этой семье мало кто помнит и знает даже
в Витебске, где жило не одно поколение Китаевых и Шерешевских, где когда-то эти
фамилии произносили с большим уважением, а интеллигентные и творческие люди
считали за честь быть приглашенными в их дома. Время – самый мощный ураган,
стирающий память, как следы на песке. Прошло сто лет, и на том же месте, и с
тем же названием стоит новый город, и живут в нем новые люди, которые знают ту
историю, которую им преподносят. Она как белый лист, на котором зачастую
проявляются случайные имена и несущественные события. В одном из номеров журнала «Мишпоха»
мы просили отозваться тех, кто может что-либо рассказать о семьях Китаевых и
Шерешевских. Спустя почти десять лет в редакцию пришло письмо от Антония
Ароновича Шерешевского. О себе он пишет скромно: «Мне 76 лет, я не имею
отношения к музыке. По специальности инженер-химик. Пошел в мамину родню. Всю
жизнь проработал в НИИ витаминов. После развала института работаю главным
технологом в небольшой фирме по производству лекарственных препаратов». Рассказ
мы начнем с прадеда – Наума (Нохума) Китаева. Он
служил кантором в одной из витебских синагог. По-видимому, обладал незаурядными
музыкальными способностями, и по наследству они передались детям. «Вся
семья Китаевых состояла из музыкантов – профессионалов и любителей. Среди них
были пианисты, трубачи, ударники, контрабасисты, местечковые клезмеры», – пишет Антоний Шерешевский. Ю.
Вайнкоп в статье «Витебск – город музыкальный» пишет:
«Известную роль в насыщении городской жизни музыкой играли местные оркестры.
Среди их участников встречались династии самодеятельных музыкантов. Такой
династией в Витебске, например, было несколько поколений семьи Китаевых, из
которой вышло немало талантливых профессиональных артистов… Особенно
часто собирались мы в доме музыканта-любителя С. Рубинштейна. Г. Шнеерсон, ныне известный московский музыковед, был душой
собраний. Первоначально он занимался у Н. Поздняковской
в Петрограде, затем у К. Кипа и Н. Метнера в Москве. Обычно
музицировали Г. Шнеерсон, З. Китаев (тоже пианист –
студент Петроградской консерватории), скрипачи Б. Вельтман и Кисельгоф (последний
мастерски играл на концертино), виолончелист Г. Вельтман
и талантливый певец-любитель А. Митрофанов» (1). Дочь
витебского кантора – Рахиль Китаева-Шерешевская стала известной певицей. Она
обладала чудесным голосом и поразительной внешностью. Училась в Италии,
стажировалась и пела в прославленном Миланском театре « Вернувшись в Россию, Рахиль увлеклась революционным движением,
идеями БУНДа. Во время одной из демонстраций ее
жестоко избили казаки, после чего она серьезно заболела. «Талант и артистическая судьба Рахили Китаевой послужили
Шолом-Алейхему материалом для написанного в 1909 – 1911 годах романа
«Блуждающие звезды». А сама Рахиль стала прототипом героини романа Рейзл Спивак», – цитата из
книги «Дыханием цветов» (2) старейшего композитора Григория Самуиловича Фрида, которому исполнилось 96 лет. Григорий Самуилович
дружил с детьми Рахили Китаевой: Ароном и Иосифом и, думаю, от них узнал об
этом примечательном факте. Рахиль
Китаева вышла замуж за Соломона Шерешевского. Это дедушка и бабушка Антония Шерешевского. Он пишет: «Я
очень мало знаю о судьбе Рахили Китаевой и Соломона Шерешевского. Она умерла до
моего рождения (я родился в 1936 году). Соломон Шерешевский после революции
приехал в Москву, стал успешным предпринимателем во времена НЭПа. Затем был
репрессирован и умер в ссылке. Отец не любил об этом говорить...» Родные
братья Рахили тоже стали известными музыкантами. Израиль Наумович работал в
Свердловском театре музыкальной комедии, играл на контрабасе. Зиновий
Наумович, высокопрофессиональный пианист, окончил Петроградскую
консерваторию, в 1920-х годах – пианист Первого
Рабочего театра Пролеткульта. Жил в Москве, был аккомпаниатором замечательной
певицы Тамары Церетели. «Музыкальный»
ген – если такой существует – в этой семье был настолько мощным, что
передавался, не зная отдыха, из поколения в поколение. Дети
Рахили и Соломона тоже стали музыкантами. Иосиф
Соломонович хорошо играл на скрипке, хотя профессионалом не был. Он умер в 1969
году. Большую
известность как музыкант, приобрел Арон Соломонович Шерешевский, окончивший
Московскую консерваторию сначала по классу фортепиано, а затем дирижирования. Со временем стал профессором кафедры симфонического дирижирования и
оперной подготовки этой консерватории. Близкий друг Святослава Рихтера. На
художественной выставке, организованной С. Рихтером, был выставлен портрет
Арона Шерешевского, написанный Робертом Фальком в Витебске («Портрет молодого
музыканта»). В «Путеводителе» по выставке Святослав Рихтер написал: «Арон
Соломонович Шерешевский – друг Нины Львовны Дорлиак и
мой. Мы были связаны долголетней дружбой. Прекрасный музыкант, дирижер (он вел
оперную студию при консерватории), моцартианец,
умница, циник. Человек, прошедший в ополчении войну, предельно скромный,
высокий профессионал». В годы войны Арон Соломонович Шерешевский в рядах
народного ополчения ушел на фронт. Писатель Иван Вашка в 1966 году
собирал материал об ополченцах для задуманного произведения и в Москве
встретился с бывшим командиром 1-го батальона Краснопресненской дивизии
народного ополчения П. И. Сараевым. В начале июля
1941 года ему было поручено сформировать из ополченцев батальон. И. Вашка пишет: «Из Московской консерватории 4 июля прибыло
около 200 ополченцев. На следующий день поступило распоряжение об освобождении
из ополчения 25 человек, в числе которых были названы Давид Ойстрах, Абрам
Дьяков, Арон Шерешевский, квартет имени Бетховена, Владимир Кривоносов и
другие. Дьяков, Шерешевский и Кривоносов отказались воспользоваться
возможностью вернуться к работе». Арон
Соломонович Шерешевский умер в 1968 году в возрасте 62 лет. Вот и все, что пока нам известно об этой замечательной
семье. Надеюсь, что с помощью наших читателей мы узнаем новые факты и продолжим
наш рассказ о Китаевых-Шерешевских. 1. Ю. Вайнкоп «Витебск – город музыкальный»
(Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики). Сборник
статей, общая редакция С. Хентовой, Ленинград –
Москва, 1973, с. 22. Антоний Шерешевский, |
© Мишпоха-А. 1995-2012 г. Историко-публицистический журнал. |