Мишпоха №30    Антоний Шерешевский * Antoniy Shereshevsky. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕН СЕМЬИ КИТАЕВЫХ-ШЕРЕШЕВСКИХ * ‘MUSIC GENE’ OF THE KITAEV-SHERESHEVKIYS FAMILY

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕН СЕМЬИ КИТАЕВЫХ-ШЕРЕШЕВСКИХ


Антоний Шерешевский

Верхний ряд (слева направо): Мария – жена Израиля Наумовича Китаева, (третий) Арон Соломонович Шерешевский. Средний ряд (слева направо): Израиль Наумович, его дочь, жена Наума Китаева, Наум Китаев, Зиновий Наумович Китаев. Нижний ряд: Иосиф Соломонович Шерешевский. Верхний ряд (слева направо): Мария – жена Израиля Наумовича Китаева, (третий) Арон Соломонович Шерешевский. Средний ряд (слева направо): Израиль Наумович, его дочь, жена Наума Китаева, Наум Китаев, Зиновий Наумович Китаев. Нижний ряд: Иосиф Соломонович Шерешевский.

Рахиль Китаева-Шерешевская Рахиль Китаева-Шерешевская

Рахиль Китаева-Шерешевская Рахиль Китаева-Шерешевская

Витебск. Городской театр Витебск. Городской театр

Витебск. Гостиница Витебск. Гостиница

Арон Соломонович Шерешевский Арон Соломонович Шерешевский

Арон Соломонович Шерешевский Арон Соломонович Шерешевский

Антоний Шерешевский * Antoniy Shereshevsky. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГЕН СЕМЬИ КИТАЕВЫХ-ШЕРЕШЕВСКИХ * ‘MUSIC GENE’ OF THE KITAEV-SHERESHEVKIYS FAMILY

Об этой семье мало кто помнит и знает даже в Витебске, где жило не одно поколение Китаевых и Шерешевских, где когда-то эти фамилии произносили с большим уважением, а интеллигентные и творческие люди считали за честь быть приглашенными в их дома. Время – самый мощный ураган, стирающий память, как следы на песке. Прошло сто лет, и на том же месте, и с тем же названием стоит новый город, и живут в нем новые люди, которые знают ту историю, которую им преподносят. Она как белый лист, на котором зачастую проявляются случайные имена и несущественные события.

В одном из номеров журнала «Мишпоха» мы просили отозваться тех, кто может что-либо рассказать о семьях Китаевых и Шерешевских. Спустя почти десять лет в редакцию пришло письмо от Антония Ароновича Шерешевского. О себе он пишет скромно: «Мне 76 лет, я не имею отношения к музыке. По специальности инженер-химик. Пошел в мамину родню. Всю жизнь проработал в НИИ витаминов. После развала института работаю главным технологом в небольшой фирме по производству лекарственных препаратов».

Рассказ мы начнем с прадеда – Наума (Нохума) Китаева. Он служил кантором в одной из витебских синагог. По-видимому, обладал незаурядными музыкальными способностями, и по наследству они передались детям.

«Вся семья Китаевых состояла из музыкантов – профессионалов и любителей. Среди них были пианисты, трубачи, ударники, контрабасисты, местечковые клезмеры», – пишет Антоний Шерешевский.

Ю. Вайнкоп в статье «Витебск – город музыкальный» пишет: «Известную роль в насыщении городской жизни музыкой играли местные оркестры. Среди их участников встречались династии самодеятельных музыкантов. Такой династией в Витебске, например, было несколько поколений семьи Китаевых, из которой вышло немало талантливых профессиональных артистов…

Особенно часто собирались мы в доме музыканта-любителя С. Рубинштейна. Г. Шнеерсон, ныне известный московский музыковед, был душой собраний. Первоначально он занимался у Н. Поздняковской в Петрограде, затем у К. Кипа и Н. Метнера в Москве.

Обычно музицировали Г. Шнеерсон, З. Китаев (тоже пианист – студент Петроградской консерватории), скрипачи Б. Вельтман и Кисельгоф (последний мастерски играл на концертино), виолончелист Г. Вельтман и талантливый певец-любитель А. Митрофанов» (1).

Дочь витебского кантора – Рахиль Китаева-Шерешевская стала известной певицей. Она обладала чудесным голосом и поразительной внешностью. Училась в Италии, стажировалась и пела в прославленном Миланском театре «La Scala». Даже трудно себе представить, как девушка из провинциального города оказалась в самом известном оперном театре мира.

Вернувшись в Россию, Рахиль увлеклась революционным движением, идеями БУНДа. Во время одной из демонстраций ее жестоко избили казаки, после чего она серьезно заболела.

«Талант и артистическая судьба Рахили Китаевой послужили Шолом-Алейхему материалом для написанного в 1909 – 1911 годах романа «Блуждающие звезды». А сама Рахиль стала прототипом героини романа Рейзл Спивак», – цитата из книги «Дыханием цветов» (2) старейшего композитора Григория Самуиловича Фрида, которому исполнилось 96 лет. Григорий Самуилович дружил с детьми Рахили Китаевой: Ароном и Иосифом и, думаю, от них узнал об этом примечательном факте.

Рахиль Китаева вышла замуж за Соломона Шерешевского.

Это дедушка и бабушка Антония Шерешевского. Он пишет: «Я очень мало знаю о судьбе Рахили Китаевой и Соломона Шерешевского. Она умерла до моего рождения (я родился в 1936 году). Соломон Шерешевский после революции приехал в Москву, стал успешным предпринимателем во времена НЭПа. Затем был репрессирован и умер в ссылке. Отец не любил об этом говорить...»

Родные братья Рахили тоже стали известными музыкантами. Израиль Наумович работал в Свердловском театре музыкальной комедии, играл на контрабасе.

Зиновий Наумович, высокопрофессиональный пианист, окончил Петроградскую консерваторию, в 1920-х годах – пианист Первого Рабочего театра Пролеткульта. Жил в Москве, был аккомпаниатором замечательной певицы Тамары Церетели.

«Музыкальный» ген – если такой существует – в этой семье был настолько мощным, что передавался, не зная отдыха, из поколения в поколение.

Дети Рахили и Соломона тоже стали музыкантами.

Иосиф Соломонович хорошо играл на скрипке, хотя профессионалом не был. Он умер в 1969 году.

Большую известность как музыкант, приобрел Арон Соломонович Шерешевский, окончивший Московскую консерваторию сначала по классу фортепиано, а затем дирижирования. Со временем стал профессором кафедры симфонического дирижирования и оперной подготовки этой консерватории. Близкий друг Святослава Рихтера. На художественной выставке, организованной С. Рихтером, был выставлен портрет Арона Шерешевского, написанный Робертом Фальком в Витебске («Портрет молодого музыканта»). В «Путеводителе» по выставке Святослав Рихтер написал: «Арон Соломонович Шерешевский – друг Нины Львовны Дорлиак и мой. Мы были связаны долголетней дружбой. Прекрасный музыкант, дирижер (он вел оперную студию при консерватории), моцартианец, умница, циник. Человек, прошедший в ополчении войну, предельно скромный, высокий профессионал».

В годы войны Арон Соломонович Шерешевский в рядах народного ополчения ушел на фронт.

Писатель Иван Вашка в 1966 году собирал материал об ополченцах для задуманного произведения и в Москве встретился с бывшим командиром 1-го батальона Краснопресненской дивизии народного ополчения П. И. Сараевым. В начале июля 1941 года ему было поручено сформировать из ополченцев батальон. И. Вашка пишет: «Из Московской консерватории 4 июля прибыло около 200 ополченцев. На следующий день поступило распоряжение об освобождении из ополчения 25 человек, в числе которых были названы Давид Ойстрах, Абрам Дьяков, Арон Шерешевский, квартет имени Бетховена, Владимир Кривоносов и другие. Дьяков, Шерешевский и Кривоносов отказались воспользоваться возможностью вернуться к работе».

Арон Соломонович Шерешевский умер в 1968 году в возрасте 62 лет.

Вот и все, что пока нам известно об этой замечательной семье. Надеюсь, что с помощью наших читателей мы узнаем новые факты и продолжим наш рассказ о Китаевых-Шерешевских.

 

1. Ю. Вайнкоп «Витебск – город музыкальный» (Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики). Сборник статей, общая редакция С. Хентовой, Ленинград – Москва, 1973, с. 22.

2. Г. Фрид «Дыханием цветов», М., 1998, с. 151.

Антоний Шерешевский,
shereshevskiy@bk.ru

 

   © Мишпоха-А. 1995-2012 г. Историко-публицистический журнал.