Мишпоха №27 | |
ОТКРЫЛИ, ЧТОБЫ ЗАКРЫТЬ Константин КАРПЕКИН |
Город Богушевск,
который сейчас находится в Сенненском районе Витебской области, в первые годы советской
власти имел статус железнодорожной станции, которая с 1924 года стала центром района.
Хотя в архивных документах Богушевск часто именуется местечком. Как и во всех белорусских
местечках, в Богушевске были иудейские общины. Читателю может показаться, что в
этом нет ничего удивительного: как же без иудейской общины? Дело в том, что богушевским
евреям уже при советской власти удалось построить себе новый молитвенный дом. Он
послужил общине всего несколько лет, но факт такого строительства очень интересный. В 1919 году в Богушевске действовала одна официально зарегистрированная
иудейская община.1 К 1922 году их количество увеличилось до трех. Богушевские
иудеи не имели синагог, поэтому им приходилось собираться в частных домах. Имена
их хозяев сохранились в архивных документах: Гозин Беньямин Янкелевич, Кривошеев
Мендель Абрамович и Либкин Залман Мовшевич.2 Судя по всему, такое положение
дел не устраивало евреев: им нужна была синагога. Решением этой проблемы занялся
житель Богушевска некто Рабинович. К началу 1924 года был подготовлен проект здания.
20 января он был утвержден техническим совещанием управления витебского губернского
инженера. Без замечаний не обошлось. Правда, членов совещания интересовали вовсе
не духовные вопросы, а моменты сугубо технического характера. В протоколе было записано:
«Проект утвердить с тем, чтобы при печи была выведена коренная труба с надлежащими
отступами и разделками от деревянных частей здания». Наконец, 31 января Рабиновичу
было выдано официальное разрешение на возведение молитвенного дома.3
Он стал единственным иудейским культовым строением не только в самом Богушевске,
но и во всем районе. Религиозная жизнь местечка была достаточно активной. В
1926–1927 годах здесь действовало погребальное братство «Хевра-кадиша», проживало
несколько меламедов (учителей), которые давали еврейским ребятишкам частные уроки.
Нередкими были в Богушевске и проповеди приезжих магидов (проповедников).4
Показательным является тот факт, что в праздновании Песах участвовали богушевские
коммунисты. Они не только пекли мацу, но и разносили по местечку приглашения в синагогу.5 Такое положение дел не могло понравиться «безбожному» активу
местечка. Представление о деятельности атеистов дает письмо об итогах осенней антирелигиозной
кампании 1928 года. «Исходя из того, что еврейское население в Богушевском районе
находится только в местечке Богушевск, вся антирелигиозная работа была проведена
в этом пункте (...). Вся работа проводилась под углом зрения научного объяснения
происхождения и сущности осенних еврейских праздников. С этой целью было сделано следующее: а) перед
самыми праздниками был подготовлен на еврейском языке доклад на тему «История евреев
по библейскому описанию и согласно научным исследованиям», причем этот доклад имел
антирелигиозный характер и присутствовало на докладе 32 человека, б) в «Листке безбожника»
(орган районного совета Союза безбожников) был помещен ряд статей на белорусском
и еврейском языке об еврейских праздниках. Недостатком в этой работе нужно считать
отсутствие художественно-образной пропаганды во время самих праздников (вечера,
пьесы и т. д.), а это является следствием отсутствия соответственных организаторских
сил».7 Кроме того,
богушевские атеисты стремились создать общественное мнение, будто верующие иудеи
– это исключительно древние старики. Вот конкретный пример – выдержка из информации
«Антирелигиозная работа и религиозное движение по Богушевскому району», датированной
25 марта 1929 года: «Синагогу посещает небольшое количество стариков, доживающих
свой век. Особенной активности со стороны иудейской общины не замечается, изредка
приезжает какой-нибудь «магид» или «хазн». Его идут послушать опять же исключительно
старики».8 Вскоре
единственную в местечке и районе синагогу закрыли. Это произошло в конце
1929 года либо в начале 1930 года: она записана под № 69 в «Сведениях о религиозных
зданиях, изъятых из пользования верующих по Оршанскому округу за время с 1 октября
1929 г. по 15 мая 1930 г.» В синагоге сделали клуб.9 Вот такая
пятилетняя история богушевской синагоги. Она стала примером того, что даже на территории
советской Белоруссии, даже в условиях антирелигиозной пропаганды все-таки было возможно
строительство культового здания. Такие факты по республике были крайне малочисленными
и поэтому сегодня для нас представляют особый интерес. 1 Государственный архив Витебской области (ГАВО).
– Ф. 476. – Оп. 1. – Д. 32. – Л. 4. 2 ГАВО. – Ф. 1821. – Оп. 1. – Д. 142. – Л. 18-об. 3 ГАВО. – Ф. 1014. – Оп. 1. – Д. 34. – Л. 21,
25. 4 ГАВО. – Ф. 10062-п. – Оп. 1. – Д. 373. – Л.
24. 5 ГАВО. – Ф. 98-п. – Оп. 1а. – Д. 9. – Л. 148. 6 ГАВО. – Ф. 1014. – Оп. 1. – Д. 34. – Л. 22. 7 ГАВО. – Ф. 98-п. – Оп. 1а. – Д. 49. – Л. 70. 8 ГАВО. – Ф. 10062-п. – Оп. 1. – Д. 489. – Л.
507. 9 ГАВО. – Ф. 10062-п. – Оп. 1. – Д. 662. – Л.
300-об. Константин Карпекин, |
© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал. |