Мишпоха №27    

СТИХИ


Борис ЖАНЧАК

Борис ЖАНЧАК Борис ЖАНЧАК

Рисунок Лии Шульман Рисунок Лии Шульман

Рисунок Лии Шульман Рисунок Лии Шульман

МИШПОХА №27. Борис ЖАНЧАК * Boris ZHANCHAK / СТИХИ * POEMS

Жанчак Борис Иванович окончил Белорусский государственный университет. Поэзия – это образ его мышления. Пишет на белорусском языке. По просьбе редакции журнала сделал переводы на русский язык. Для тех, кто хочет ознакомиться шире с творчеством поэта, предлагаем адрес веб-сайта в интернете.

ZHANCHAK.INFO

 

 

БЕЗЫСХОДНОСТЬ ЮНОШЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Памяти Игоря Поглазова-Шнеерсона

все застирано стихами
все затравлено-открыто
тишиною что стекает
от кареты до корыта
замани волна морская
дай созвучием укрыться
где заученность мирская
криво-серо и бугристо
как отчаяньем остудит
как презрением озлится
на тебе одной из судеб
дай заливисто излиться
избирает неизвестность
изумленья зорким взглядом
разъедает известь лести
тех кто вместе но не рядом
сколь вас таких кто просит
не проснуться в постных лицах
вот еще один – не бросить
разве прыгнуть и разбиться.

 

 

 

 

Самопереводы

переводов осенние всходы
пересмотром себя изводить
океан собирает воды
из водиц
промелькнувшая мысль
звуком чувства
снова (время) соединить
миллион миллионов – буйство
единиц
а который себя переводит
повторения пытку терпя
этот время опять переводит
и себя.

 

 

ПОСЕЩЕНИЕ КЛАДБИЩЕНСКОЙ ТИШИНЫ

Вениамину Блаженному

от старости-усталости
по малости – награда
смешок – вершина шалости
да шалопаи грабят
деревню за оградою
разгадывать не надо:
на девяносто градусов
граненая ограда
присел в среде кладбищенской
а в облаке прозрачном
печален кто-то ищущий
поэт или прозаик
подумаешь: да вот еще
подвинусь не упомня
стакан горюет водочный
на камешке укромном

 

 

 

 

ПОСВЯЩЕНИЕ ПОЭТУ

1

Тот Мандельштам,
Что враз исчез
В
пещерах поздних ям,
Он шел беде наперерез
Тот Осип Мандельштам.
Ранимый, пуганый еврей –
Он выбирал борьбу,
Метатель слова и, скорей,
 Сластена, чем чубук
 Курящий,
 Труженик стопы
 И
рифмы, и…
 Река
 Течет сквозь нас…
 Но отступить
 Не знающий пока,
 Но уступить неправде…
 Что ж?..
 Возможно, только раз,
 Для жизни, знающий, что нож
 Дрожит у самых глаз.

2

восторг покрытый грязным одеялом
осколком зуба сколотый восторг
недаром воем ветра вас недаром
сползая загоняло на восток
за край земли где воем воют волки
где горизонт подсвеченный исчез
где ветер злой родившийся на Волге
ругательства возносит до небес
последним понимая что недаром
Воронеж вспоминая словно Крым
склоняешься над ящиком Пандоры
его ты сам не ведая открыл
            Ящик Пандоры,
            Набитый речами
            Праздной тупой голытьбы…
            Что за награда народу нечаян-
            Но выломиться из судьбы?

 

 

СТАРЫЙ МОТИВ

Ясноглазая еврейка
Местечковой красотой
Д
ай на венике потренькать
Нашей музыке простой
Эти волосы густые
Как ладони к голове
Не пускают
Ах простите
Я ведь тоже человек
Я ведь тоже от Адама
И от Евы и в раю
Вы сказали: это гамма
«Аве мама» пропою
Я ведь тоже склонен шутке
Верить больше чем себе
В этом кубке
В этой юбке
В эти губки
В
этот смех
В этот тихий летний вечер
Под цветенье комаров
Дай на “велике” проехать
От собак и до коров.

 

 

 

 

НАЕДИНЕ С ВЕСЕННИМ ЛЕСОМ

где соловей ославит одиночество
когда прошедшей осени одежка
закатным светом на поляне топчется
парадная пустыни безнадежность
моих сомнений мысли неизбытые
растрепанные локоны калины
как совпадут с навесом неизвестности
где облаков лоскутья соловьиных
и улететь захочется не очень-то
под эти размалеванные своды
и песня обозначит одиночество
весенней ненадежностью погоды

 

 

ДУНОВЕНИЕ СУББОТЫ

 «Отец на скрипке не играл Шопена –
Сам становился скрипкой постепенно».  
Вениамин Блаженный

1

Еврей играть на скрипке не обязан.
Хотя какая польза оттого,
Что он душой печальною ни разу
Струне не прикасался световой?

Глубин Вселенной древняя картина,
(Лучом дрожащим исчезает звук),
Где одиночество, как паутина,
Неровностями образует круг.

Зачем тебе смычок белоголосый
И
неудобства левая рука,
Не к месту закрывать вопрос вопросом,
Всеобщей правде вывернешь пока?

Не к месту Паганини-Сарасате –
(Рябь партитуры бледная бедна).
Сна тремоло и утра пиццикато
 Неспешно заслоняет тутти дня.

Заученно сфальшивит он не сразу,
Не сразу загорится вечной тьме –
Еврей играть на скрипке не обязан,
Оркестра мира сладкий инструмент.

2

Геометрия звука
Безвестный скрипач
В
озвращая вселенной прозрачные трели
Недоверчиво-точен
Сомненьем скрепя
По линейным путям приближается к цели
Ворох верных вибраций
Пассажей ежи
Пиццикато ступени
Изгибы легато
И гармонии жизни гужи удержи
Если сила и смысл ускользают куда-то
Но особенно сладок последний сегмент
Где над осью сквозит
риск смычковый в полете
И замрет параллельно
судьбе инструмент
И такой тишиной безграничность
пробьете.

 

 

 

 

ГРЕХ НЕПОХОЖЕСТИ

 Я сам причислен был к евреям
 Н
е раз,
 Как водится у нас, –
 Не швед-эстонец, не кореец –
 Жидок, определят тотчас.

 Экспертом тонким может всякий
 У
видеть вековой грешок:
 И нос – изогнут в детской драке,
 И бровь – карпатский корешок…

 Иду по улице, где гетто.
 (Брусчатки скрытая вина.)
 Теряй своих интеллигентов,
 Моя родная сторона,

 Там, где пикирует эпоха
 Бомбардировщиком креста
 С
кажите, может, это плохо
 Кроить, лечить, учить, верстать?

 Непреднамеренно измена,
 Мельча, ломает имена.
 Гербарий колоса – колено
 Шестиконечного зерна.

 

 

   © Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал.