Мишпоха №25 | Валерий ШИШАНОВ * Valery SHISHANOV / "ПУТЕМ ЯРКОГО ШТРИХА И ГЛУБОКО ПРОЧУВСТВОВАННОЙ ЛИНИИ..." * "BY A BRIGHT DASH AND A DEEP FELT LINE" |
ПУТЕМ ЯРКОГО ШТРИХА И ГЛУБОКО ПРОЧУВСТВОВАННОЙ ЛИНИИ... Валерий ШИШАНОВ А. Бразер. 'Автопортрет'. 1939 г. Из коллекции Витебского областного краеведческого музея. А. Бразер во время работы над бюстом Янки Купалы.Надпись на снимке: <Дорогому другу Юдовину от А. Бразера>.Фото около 1926 г.Из фондов Витебского областного краеведческого музея. Публикуется впервые. А. Бразер. 'Янка Купала'. Рисунок. Около 1926 г. А. Бразер. 'Янка Купала'. Бюст. Около 1926 г. Объявление о выставке. А. Бразер. 'Еврей-колхозник', 1928 г. А. Бразер. 'Голова мальчика', 1927 г. |
Жизнь художника
продолжается в его работах… Эта многократно
повторяемая фраза звучит банально, но в случае с Абрамом Бразером
она приобретает глубокий трагический смысл. Что можно сказать о творчестве
художника, если почти все его произведения были уничтожены в годы войны вместе
с самим мастером? Написанный маслом портрет Ю. Пэна,
несколько рисунков, несколько скульптур – это все, что уцелело из созданного за
почти сорок лет творческой работы… Чтобы оценить дарование Бразера,
нам остается во многом довериться отзывам его современников, и здесь особое
значение приобретают публикации в витебской прессе первых послереволюционных
лет. Около пяти лет провел Абрам Маркович в Витебске, эти годы стали для него
хорошей школой, здесь он получил признание, сформировался как зрелый мастер. Биография художника во многом похожа на жизненный путь его
сверстников, товарищей по искусству: окраина Российской империи (место рождения
– Кишинев, 1892), учеба в Кишиневском художественном училище, Париж
(1912–1914), война, Петроград (1916–1918): «Жизненный путь художника Бразера был тяжел тем, что проклятые вопросы текущей
повседневности, ее материальные неурядицы заставляли вечно сообразоваться не с
тем, что дано, а с тем, чего не хватает... Но Бразер при этом не отступал
от своего основного стремления. Попав 20-ти лет в Париж, манивший его как
культурный центр, он испытал все горечи неустроенного материального
существования при неутомимой жажде учиться и работать. Пришлось зарабатывать
себе на жизнь малярной работой на постройке. Одновременно Бразер
посещает вольную (так назыв<аемую>
«русскую») академию1, где работает сам для
себя, почти без общения с другими «направлениями». Уже
через год, в 1913 году, он выставляет первые работы в одном из лучших парижских
салонов – «Осеннем», где сразу обращает на себя внимание как подающий большие
надежды художник. Подкрепленный моральным успехом, Бразер продолжает работать, несмотря на материальные
лишения. В
последующие годы его опять приглашают участвовать в выставке, но Бразер вскоре поступает во французскую армию, в которой
пребывает около года. Затем, вернувшись в Россию, продолжает состоять на
военной службе в рядах русской армии. Покинув, наконец, армию, художник первое
время кое-как перебивается в Петрограде, питаясь несколькими заказами, временно
работая даже в качестве конторщика на постройке»2. В
1918 году А. Бразер, по приглашению С. Юдовина, приезжает в Бешенковичи, а через несколько месяцев
перебирается в Витебск. Тогда же вместе с М. Шагалом, Ю. Пэном,
И. Фридлендером, С. Юдовиным
участвует в «Выставке евреев-художников»3. Среди огня Гражданской войны Витебск превращается
в удивительный оазис новой культуры – Народная консерватория, Народное
художественное училище, Пролетарский университет, Музей современного искусства…
Абрам Бразер на вторых, и даже третьих ролях. Он в
тени Марка Шагала, Казимира Малевича, но активно включается в работу и,
наверно, первое упоминание о нем в витебской прессе появляется 21 января 1919
г. В заметке сообщалось, что двумя днями раньше, в воскресенье 19 января, в городском театре состоялось
торжественное заседание городского совета, посвященное памяти Карла Либкнехта:
«Сцена была декорирована по эскизу директора Витебск<ого> художествен<ного> училища т.
Добужинского и под его руководством. В центре, на
большой черной подставке, висел портрет Карла Либкнехта, работы художника Бразера»4. Связь
с театром укрепилась после решения коллегии Витебского гороно
о приглашении Абрама Марковича декоратором в городской
театр (22–23 мая 1919 г.)5. Помимо этого он является
инструктором художественной секции внешкольного подотдела Витгубоно
и в качестве последнего в августе занимается доставкой из Москвы 29 работ для
Витебского музея современного искусства6.
Тогда же закупочная комиссия Витгубоно приобрела для
музея «графические работы» А. Бразера7. Упомянутые
работы экспонировались на 1-й Государственной выставке картин местных и
московских художников (ноябрь – декабрь 1919 г.) и не оставили равнодушными
критиков: «Обращают на себя внимание рисунки пером и чернилами худ<ожника> Бразера, который проявляет виртуозность в выражении малыми
средствами самого характерного. Жаль, что его работы, которые, в сущности,
являются офортами, не выражены в офорте. Вызывает интерес «Голова еврея»,
написанная шпателем (ножом)»8. Собственно
на Бразера и выпали все тяготы по организации
выставки: доставка работ из Москвы, развеска, организация открытия, диспутов,
лекций К. Малевича, А. Ромма, демонтаж выставки
и возвращение работ9. Вскоре
Бразер дебютирует как скульптор: «Я
хотел себя испытать, – говорит Бразер, – взявшись за
памятник Песталоцци, – будучи уверен, что справлюсь с совершенно новой задачей.
После этого мне передан был еще заказ наробраза на
памятник писателю Перецу, который, однако, не был
поставлен из-за недостатка средств»10. Открытие
памятника Песталоцци состоялось 19 сентября 1920 года в рамках Дня просвещения:
«С утра потянулись процессии учащихся и всех культурных работников к памятнику
Песталоцци. Талантливый художник (тов. Бразер)
чрезвычайно верно схватил черты великого учителя. Как живой, с милым добродушием, смотрел Песталоцци на
шумящую у его подножия толпу его бывших учеников, которым он отдал всю жизнь»11. В
Витебске Абрам Маркович пробует свои силы и на педагогическом поприще – дает
частные уроки12, работает в 21-й школе и 1-й губернской
школе-интернате для глухонемых13. В августе 1921 г. состоялась
выставка рисунков глухонемых детей. Руководитель студии с большой
заинтересованностью и пониманием анализировал рисунки своих учеников: «Посредством
изобразительного искусства мы можем ознакомиться с внутренним миром глухонемого
ребенка, с его характером, представлением о внешнем мире, с его понятиями о
добре и зле. <…> Рисунки представляют собой самостоятельное творчество
детей с собственной композицией и самостоятельным подбором красок, который
поражает своей оригинальностью и утонченностью вкуса в сравнении с рисунками
нормальных детей»14. После того как Витебск последовательно покинули М. Шагал и
К. Малевич, поднимается рейтинг Абрама Бразера на
витебском «олимпе». Вперемешку с насмешками и нападками в адрес последователей
супрематизма появляется целая серия публикаций о персональной выставке Бразера. Открытие выставки, устроенной «Культур-лигой», состоялось 18 мая 1922 года в Клубе
имени К. Либкнехта и, как анонсировалось в витебских «Известиях», с
докладом должны были выступить художники А. Ромм, С. Юдовин
и товарищ П. Фельдман15. Александр
Ромм вскоре помещает в «Откликах» довольно пространную рецензию на выставку:
«На открывшейся 18 мая в клубе Либкнехта выставке картин, рисунков и скульптур
А.М. Бразера показаны работы, сделанные в 1918–1922
гг. Большинство выставленных работ составляют рисунки пером и карандашом. Рисунки Бразера я отношу к подготовительным, имеющим своим завершением живопись, а не
имеющим пределом создание законченных графических произведений. Живописный
характер рисунка сказывается и в ранних набросках чернилами 1918 г., где все
построено, прежде всего, на поисках сильного пятна, на выразительных
сопоставлениях градаций черного и белого, и в более поздних работах, более
уравновешенных, более уверенно сделанных. В этих набросках для портретов и
рисунках голов, дающих впечатление почти завершенных портретов, Бразер переходит к более спокойному и методическому
изучению пластической формы и анатомическому наблюдению. Прежние
напряженные поиски остро-характерного, индивидуального увеличиваются здесь определенными
достижениями, как, например, в этюдах карандашом: «Палестинский еврей»,
«Артистка Кирсанова», в наброске с т. Троцкого. Проведенные в Париже годы
учения и работы приобщили А.М. Бразера к началам
художественной культуры, исповедуемым художниками, группирующимися вокруг
«Осеннего Салона» (где, кстати сказать, выставлял и Бразер).
К приближению к этим принципам и стремится в своих живописных работах Бразер»16. В
последний день работы выставки, 28 мая, вышла статья ярого противника «Уновиса» и «левых» С. Миндлина:
«Основное ядро выставки – это многочисленные рисунки чернилами. По ним
внимательный наблюдатель может изучить и самый характер творчества т. Бразера – его неизменное стремление посредством сильной
формы, путем яркого штриха и глубоко прочувствованной линии передать
психологическую сущность объекта. Особенно
выделяются с этой стороны рисунки: «Палестинский еврей» и «Голова еврея»,
приобретенная витеб<ским> музеем, а также
разнохарактерные эскизы на тему: «Нищий», из коих некоторые также приобретены
музеем. Все эти работы заслуживают особого внимания, как проявление у автора
присущей ему экономии средств умения немногими выразительными штрихами создать
характер, – проявление, свидетельствующее о глубине художественной интуиции.
<…> В произведениях живописи и скульптуры проходит та же
основная тенденция: утрировка психологии внутренней натуры. Центр тяжести в
живописных портретах Бразера лежит, таким образом, не
во внешней отшлифовке, а в выявлении силы индивидуального характера, т. е.
именно в том, что является в человеке оригинальным, непреходящим,
неповторяемым. <…>»17. Спустя
два месяца в «Откликах» вновь появляется статья о художнике: «Мощь
бразеровского дарования, его способность связать
внешнее с внутренним, выявить внутренне обоснованную красоту, заключающуюся у
него в «силе» в «характере» предмета, – в его последнем творении сказываются
исключительно рельефно и чисто. – Занялся я лепкой сейчас потому, – поясняет Бразер, – потому что не имею красок, чтобы посвятить себя
живописи. Последний заказ губисполкома – портрет
Ленина – меня временно выручил из финансовых затруднений, и я даже
воспользовался этим, чтобы купить обратно свои картины – портреты Листа и
Блока, проданные мною когда-то за бесценок. Теперь
я надеюсь выйти из затруднений благодаря второму заказу губисполкома,
за исполнение которого уже взялся. Заказов
вообще нет, почти нет. Я было занялся эскизами для картины
из рабочего быта «Точильщик», но по той же причине пока что этого осуществить
не могу. Давно, еще в прошлом году, задуманная оригинальная композиция «Царь
Голод» пребывает так же в зачаточном состоянии. Во всяком случае, она будет
моей ближайшей работой... Моя
мечта – получить возможность учиться серьезно
работать... Может быть, столица мне это даст»18. В
сентябре 1922 года Бразер становится одним из ведущих
педагогов Витебского художественно-практического института (ВХПИ), на должности
руководителя живописной и скульптурной мастерской19. В это время
институт переживает трудные времена: скудное финансирование, конфликт с
Музыкальным техникумом из-за помещения. 8
мая 1923 г. со страниц петроградской газеты «Жизнь
искусства» раздается критика некого апологета левого искусства в адрес
руководителей ВХПИ: «II-м курсом ведает худ<ожник> Бразер. Далекий
от настоящего понимания основ живописи, он находится под влиянием ее и, правда,
внешне новое же старается писать под Фалька. Фальк проживает в Витебске
несколько месяцев после выезда отсюда Малевича, сыграл большую роль в
поддерживании свежего здорового подхода к живописи, внесенного Малевичем.
Ученики гораздо глубже и вернее поняли его указания, чем их руководитель Бразер, и на практике последний не помогает им, а только
пугает. Спасибо, что хоть нарочито не сбивает с толку»20. Вскоре Бразер оставляет
художественный институт. Осенью состоялась его свадьба, о которой Ю. Пэн писал следующее: «<…> Вчера имел удовольствие
присутствовать на бракосочетании Бразера. Надо отдать
ему справедливость, что все было устроено прекрасно. Как венчание, так и ужин,
гости и мехутаним21, все, все по последней моде: спирт, портвейн и
т<ому> п<одобных> декоративных необходимостей было так много, что
от всего выпитого вина нельзя было пройти улицу от грязи и сырости (свадьба
была на Луческой у<лице> у родственников
невесты). После не выпитой рюмки я уже был влюблен, но держался на ногах (там
была одна девица с очень оригинальным лицом). <…> Я во избежание греха,
перед благоверными, решил уйти домой, и был таков…»22. На
какое-то время Абрам Маркович перебирается в Москву («Бразер
в Москве пожинает лавры портретиста «высоких особ»23) и, наконец, в
1924 году обосновывается в Минске. Навсегда… 1 Имеется в виду «Свободная
(русская) академия» на Монпарнасе (Париж), основанная
в 1909 г. М.И. Васильевой. А.С. Шатских
утверждает, что А. Бразер учился в «Национальной
Школе изящных искусств» (см.: Шатских А.С. Витебск.
Жизнь искусства 1917–1922 / А.С. Шатских. – Москва: Языки русской культуры, 2001, – С. 173). 2 Эвт. Витебские
художники. Как живет и работает художник Бразер //
Отклики (Витебск). – 1922, №14, 31 июля. С. 3. 3 Фурман І.П. Віцебск у гравюрах С. Юдовіна /
І.П. Фурман. – Віцебск, 1926. – С. 26. 4 Памяти К. Либкнехта
// Витебский листок. – 1919. – № 1104. – 21 янв. – С. 2. Карл Либкнехт (1871 –
1919) – деятель германского и международного рабочего движения, один из
основателей Коммунистической партии Германии. Был убит 15 января 1919 г. 5 Государственный архив Витебской области (ГАВО).
– Ф. 246. – Оп. 1. – Д. 23. – Л. 12. 6 Российский
государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). – Ф. 665. – Оп. 1. – Ед.
хр. 5. – Л. 22. См. также: Шишанов В.А. Витебский
музей современного искусства: история создания и коллекции (1918–1941) / В.А. Шишанов. – Минск: Медисонт, 2007.
– 144 с. 7 Организация музея современного искусства //
Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и
батрацких депутатов. – 1919. – № 188. – 23 авг. – С. 4. 8 М<арк> О<сипович>.
Государственная выставка картин в Витебске // Известия Вит. Губ. Совета крест., раб., красноарм. и батрацк. деп. – 1919. – № 275. –
5 дек. – С. 4. 9 ГАВО. – Ф. 2268. – Оп. 3. – Д. 30. – Л. 31. 10 Эвт. Витебские
художники. Как живет и работает художник Бразер… 11 И.Б. День
просвещения в Витебске // Известия Витгубревкома и Губкома РКП. – 1920. – № 214. – 21 сент. – С. 4. Песталоцци
Иоганн Генрих (1746–1827) – швейцарский педагог. В своей теории начального
обучения связал обучение с воспитанием и развитием ребенка (развивающее
обучение), педагогику с психологией. 12 Известия Витебского
губисполкома и губкома РКП(б). – 1922. – №132. – 13 июня. – С. 4.: «Художник Бразер принимает заказы на портреты с натуры и фот<ографических> карточек,
а также и скульптурные работы (бюсты, барельефы для памятников). Уроки
рисования, живописи и скульптуры. Сенная площадь, 2/5». 13 ГАВО. – Ф. 246. – Оп. 1. – Д. 33. – Л. 30 об. 14 Бразер [А.М.].
Выставка рисунков глухонемых детей // Известия Витебского губисполкома
и губкома РКП(б). – 1921. –
№ 172. – 2 авг. – С. 4 15 В Культур-лиге //
Известия Витебского губисполкома и губкома РКП(б). – 1922. – № 109. –
14 мая. – С. 2. См. также: Выставка картин А. Бразера
// Отклики (Витебск). – 1922. – № 1. – 15 мая. – С. 4; [Рекламное объявление о
выставке А. Бразера] // Отклики (Витебск). –
1922. – №2. – 22 мая. – С. 5. 16 Ромм [А.Г.]
Выставка художника Бразера // Отклики (Витебск). –
1922. – №2. – 22 мая. – С. 5. 17 Миндлин С.М. К
выставке Бразера // Известия Витебского губисполкома и губкома РКП(б). – 1922. – №120. – 28 мая. – С. 3. 18 Эвт. Витебские
художники. Как живет и работает художник Бразер… 19 ГАВО. – Ф.
246. – Оп. 1. – Д. 311. – Л. 24. 20 Pictor. Витебск // Жизнь искусства (Петроград). – 1923. – № 18.
– 8 мая. – С. 20. 21 Мехутаним (иврит)
– родители жениха и невесты. 22 Письмо Ю.М. Пэна И.Е. Мальцину // РГАЛИ. – Ф.
672. – Оп. 1. – Ед. хр. 1004. – Л. 5. 23 Письмо И. Червинко к
И. Чашнику и Н. Суетину. Витебск, 23 марта 1924 г. // Ракитин В.И. Илья Чашник (Художник
нового времени) / В.И. Ракитин. – Москва. «RA», 2000. – С. 126. Валерий Шишанов, |
© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал. |