Ìèøïîõà ¹24 | Êîíñòàíòèí ÊÀÐÏÅÊÈÍ * Konstantin KARPEKIN. ÌÅÑÒÅ×ÊÎ Ñ ÏßÒÜÞ ÑÈÍÀÃÎÃÀÌÈ * A STETLE WITH FIVE SYNAGOGUES |
ÌÅÑÒÅ×ÊÎ Ñ ÏßÒÜÞ ÑÈÍÀÃÎÃÀÌÈ Êîíñòàíòèí ÊÀÐÏÅÊÈÍ |
Бумаги с
бесчисленным
множеством
рукописных и
печатных
букв,
подшитые в
дела и
аккуратно
сложенные в
хранилищах, –
вот где
действительно
хранится
история.
Здесь –
прошлое всех
населенных
пунктов: от
маленьких
деревень до
шумных
городов. В
этих
документах зашифрована
история
Колышек –
населенного
пункта, которое
пользуется
среди
историков
славой самого
еврейского
местечка
Белоруссии.
Теперь оно
находится на
территории Лиозненского
района
Витебской
области.
Соединив
между собой
разрозненные
документы,
можно увидеть
за строками
текста живую
историю. Опорой
духовности
евреев
являлась
синагога. И
Колышки не
были лишены
этой
духовности,
ибо здесь
находились,
как минимум,
пять синагог:
Кнессес,
Старая,
Большая,
Новая и Яновичская
синагоги.
Возвышались
они в разных
уголках
местечка: на
Школьной,
Базарной, Выгонной
и Яновичской
улицах. Самая
старая
синагога
была
возведена в 1840
году,
благодаря
чему, скорее
всего, и
получила
свое
название.
Затем были 1860й,
1885й, 1890й годы. 1907й
стал
последним
годом, а
через десять
лет
наступило
время
планомерного
уничтожения
материального
и духовного.
Однако перед
тем, как
начать
разрушение,
нужно знать,
на что придется
направить
разрушительную
энергию,
поэтому,
согласно
новому
законодательству,
должны были
зарегистрироваться
все
религиозные
общины – со
своими
культовыми
строениями,
имуществом,
духовными лицами
и верующими.
В противном
случае функционирование
общины
считалось
нелегальным.
И начались
переписи… Зато
теперь
благодаря
записям,
сделанным больше
80ти лет тому
назад, мы
можем одним
глазком
заглянуть в
прошлое. Вот
имена
руководителей
колышанских
еврейских
общин: Рапопорт
Шмуйла,
Тумаркин
Вульф, Бикштейн
Давид, Дьяшон
Ицка,
Фридман
Абрам. Все
они имели
солидный
возраст – не
моложе 50ти
лет. Одному
из них даже
удалось войти
в состав
«Еврейского
потребительского
общества»,
пока в мае 1921
года Колышанский
местечковый
исполком не
возбудил
ходатайство
перед
витебскими
уездными
властями о
неправомерности
такого
явления. Так же
поименно
были
переписаны
верующие, но,
чтобы не
загружать
рассказ
подробным
изложением содержания
этих списков,
приводим
сведения
компактно – в
виде таблицы,
где отмечены основные
занятия
верующих
каждой из
синагог. Присмотревшись
к таблице,
можно
заметить, что
количество
прихожан
каждой
синагоги не
превышало
(или почти не
превышало) 50
человек. Это
был минимум,
необходимый
для
регистрации
общины.
Возможно,
остальные
евреи, чтобы изза
веры не
вызвать на
себя
немилость
властей, не
вносили свои
имена в
списки. Смущает
и количество
жителей с
неопределенными
занятиями. По
всей
вероятности,
к ним причисляли
стариков и
различных
мелких кустарей,
которые
занимались
всевозможными
заработками. Веками
исповедовавшие иудаизм,
в 1920е годы
евреи
столкнулись
с жестоким
антирелигиозным
противостоянием.
Небезразличные
к чужим
духовным
делам
атеисты
всеми силами
стремились
растворить в
своих рядах
как христиан,
так и иудеев.
В 1923 году во
время праздников
РошГашана,
ИомКипур
и Суккот
в местечке
проводились митингиконцерты. Чтото аналогичное,
но более
масштабное планировалось
провести в
Колышках и на
следующий
год. На
протяжении
недели перед
началом
еврейских
новогодних
праздников комсомольцыактивисты
должны были
читать
доклады о
происхождении
этих
праздников.
Хотя
агитаторы и
называли
свои
разъяснения
научными, на
самом деле
это было
унижение
религии, выставление
ее в
неприглядном
свете. Далее,
в первый день
праздника РошГашана
атеисты
должны были
затянуть
еврейскую молодежь
на
специально
организованный
спектакль,
декламации и
игры.
Завершить
«торжества»
планировалось
в день ИомКипур
не лишь бы
чем, а
субботником
(!) в пользу
школ и
клубов. Жертвой
борьбы с
религией
стали и колышанские
синагоги.
Судьба одной
из них была
особенно
незавидной. В
местечке
этот храм
называли
синагогой
Иткина – по
фамилии
купца, который
выделил
средства на
ее
строительство.
31 декабря 1919
года
местечковый
исполком
издал постановление
о передаче
синагоги под
«заразный
барак», то
есть для
лечения
инфекционных
больных, а 5
января 1920 года
вновь созданный
Колышанский
революционный
комитет
утвердил
данное
постановление.
При этом,
на заседании
ревкома
представители
власти
отметили, что
синагога
имеет
«частный характер»
– сюда ходят
молиться
едва ли не только
родственники
господина
Иткина, и вообще
здание очень
подходит для
расположения
здесь
больницы. Дальнейшие
метаморфозы
можно
восстановить
с помощью
письма Колышанского
местечкового
совета Лиозненскому
районному
исполнительному
комитету, датированного
11 января 1926
года. В нем
председатель
местечкового
совета
сообщал в
районный
центр, что свое
здание он
собирается
отдать в
аренду под
аптеку. Чтобы
гденибудь
расположить
свою
канцелярию,
местечковый
совет решил
занять
здание все
той же синагоги
Иткина,
которая в то
время, по
всей вероятности,
оказалась
никем не
занятой. На
момент
написания письма
представителями
местечковой
власти уже
велись
переговоры с
работниками
на предмет
перевозки
деревянного
здания синагоги
на Базарную
площадь.
Можно с
уверенностью
судить, что
после этого
синагога к верующим
уже не
вернулась. В
своих
отчетах в
Витебск сотрудники
Лиозненского
райкома КП(б)Б
отмечали
победу над
иудаизмом. По
их мнению, в
1925–1926 годах в
районе
«значение
еврейского
культа
постоянно
падает.
Притока сил в
нем не
наблюдается.
Наоборот,
наблюдается
абсолютный
упадок.
Молодежи
совсем нет.
Есть попытки,
под видом
религиозной
помощи, завладеть
беднотой,
например,
местный
богатый
мельник (…) выдал
200 руб. на
закупку мацы
для бедноты
на пасху». Победа
атеистов
действительно
имела внешние
проявления. К
концу 1920х
годов в
Колышках не
осталось ни одного
раввина, так
как в список
служителей
религиозных
культов за 1928
год внесены
только имена колышанских
резников: Мойши
Райхлина,
Шлёмы
Хейфеца, Лейбы
Левина,
Израиля
Тумаркина. Несмотря
на потерю
храмов,
духовных
руководителей
все пять колышанских
общин
продолжали
существовать
еще в конце 1920х
годов. При
этом
существовать
легально. Следы
иудейских
общин
местечка
теряются гдето
в 1930х годах.
Сегодня о них
могут
напомнить
разве что
вросшие в
землю
фундаменты
синагог, ряды
мацейв
на кладбище
да архивные
документы –
все то, что не
позволяет истории
потеряться в
забытьи. Константин Карпекин, старший научный сотрудник Государственного архива Витебской области Занятия
верующих Название
синагоги Всего Старая Большая Яновичская Кнессес Новая Кузнецы 8 1 7 1 3 20 Шапочники 1 – – – – 1 Кожевенники 1 – – – 1 2 Сапожники 1 1 8 – 7 17 Портные 2 1 2 – 1 6 Столяры – – – – 2 2 Красильщики – – – – 3 3 Мясники – – – – 1 1 Медники – – – – 2 2 Печники – – – – 1 1 Стекольщики – 1 – – – 1 Заготовщики – – – – 3 3 Торговцы 2 – 5 – 1 8 Извозчики 3 5 4 11 2 25 Чёрнорабочие – 1 – – – 1 Земледельцы 5 3 3 – 1 12 Землемеры – – – – 1 1 Служащие 1 – 1 – – 2 Почтальоны – 1 – – – 1 Парикмахеры – – 1 – – 1 Резники – – 1 – – 1 Домохозяева 14 6 – – 1 21 Безработные 11 – – – – 11 Лица
неопреде– Всего 50 50 53 50 50 253 |
© Ìèøïîõà-À. 1995-2011 ã. Èñòîðèêî-ïóáëèöèñòè÷åñêèé æóðíàë. |