Иногда
казалось, что
все
получается у
нее быстро и
легко. За что
бы она ни
бралась: инженерные
разработки
(это было ее
первой «дипломной»
профессией),
бизнес,
литература –
появлялось
множество
идей, порой
фантастических
и
неисполнимых.
Реальный
мир, суровый
и
прагматичный,
не всегда с
пониманием относится
к творческим
людям –
таким, какой была
Мариам.
И все же она
сумела
сделать
очень многое
в жизни, хотя
ей был
отведен не
такой уж
большой век...
Мы впервые
публикуем
фотографии
из семейного
альбома,
которые нам
любезно
прислал из
США муж Мариам
– Эрнст Борейко.
Что
выше может
быть родства
по крови?
Родство по
духу и
судьбе.
И если это
ложь, тогда
ответь себе:
К кому
протянешь
руки ты в
мольбе?
ЕВРЕЙСКОЕ
КЛАДБИЩЕ
Серые
надгробья...
Бесконечный
ряд.
Скорбные
надгробья,
сгорбившись,
стоят.
Плиты. Плиты.
Плиты...
Жизней
стертый след.
Память
о погибших,
чьей могилы
нет.
В память
Рафаила сына
Абы, Ханы,
На цементе
сером
кровоточат
раны.
В память о
пропавших в безвестях
войны
Детях Евы,
Эли – дерзкие
вьюны.
В память Рухл,
Двойры,
в память мамы
Песи…
Отчего,
евреи, мир
для вас так
тесен?
Вся семья
собралась
под одной
плитой –
Луисвил,
Одесса, Бабий
Яр, Джанкой.
В память об
ушедших из
жизни
молодым,
В память о
погибших.
Памятью
живым.
Памятью,
евреи,
история жива,
Так давайте
детям эти
имена.
Минск,
апр.1975 – Форт Ли, 2001
***
Какая
безумная
пьеса,
Нелепый
какой эпилог
–
Уже опадала
завеса,
Как вдруг
заиграли
пролог.
В отчаяньи
вскрикнула
скрипка,
Растерянно
ахнул
тромбон –
«Конечно же,
это ошибка» –
Послышалось
с разных
сторон –
И в будке
суфлерской
волненье:
«Что ж автор
молчанье
хранит?»
Внезапно с
былым
вдохновеньем
Вдруг
яростно
вспыхнул
софит.
А мы все
застыли в смятеньи
–
Нам новую
роль не
сыграть.
Уходит со
сцены мое
поколенье,
Побед не
познавшая
рать.
Окт. 1993 г.
ПРОЩАНИЕ
С МАМОЙ
Низкий
памятник.
Травка в изножьи.
Я шепчу в полустертый
овал,
Прилепившись
травинкой к
изножью
Той, что Б-г
так давно уже
взял.
«Мама,
снова покой
твой тревожу!
Расставанием
Б-г
покарал.
Не упрямься,
подвинься
немножко.
Места хватит
тебе и мне.
Помнишь,
как в
холодке, на
порожке,
Вышивали по
частой канве?
Собираясь,
нашла ту
сорочку.
Как поблекли
павлиньи
хвосты...
Что
молчишь?
Мастер
выбьет лишь
строчку.
Снова будем
вдвоем – я и
ты.
Мне не рано,
ведь сердцем
– старуха.
По годам мы
почти ровня.
И сюда
докатились
слухи?
Сколько быть
нам еще в
разлуке?
Момэлэ,
не гони меня!
А не то нас
разделят
версты,
Пограничных
столбов
череда
И пойми, что
уже навсегда.
Я на память
взяла твой
наперсток.
Ты уже
догадалась?
Да?
Эта
весть, что
стоит в горле
костью.
Подожди, дай
сказать. Не
спеши!
Ну зачем
мне другой
материк?
Не
хочу на
нью-йоркском
погосте,
Вдалеке от
твоей тиши.
Все мне чуждо
там. Даже
язык...
И туда не
идут поезда!
Момэлэ,
не гони меня.
Одесса,
1995
У нас в
глазах
сверкает
просинь
Клинков,
отточенных
враждой.
Но все-то,
Господи, мы
просим,
Молясь,
лукавим пред
тобой.
А ты, склонясь
над Книгой
Вечной,
Пера не
ускоряешь
бег.
Творец
суровый и
Предвечный!
Перелестни
наш смутный
век.
Нам ли
дождаться
дня Мессии?
Или замыслил
ТЫ опять
Ком красной
глины Иудеи
Всесильною
рукою мять?
Минск, 1995 г.
ИМЯ
Мне имя
даровали –
Синайских
трав дурман,
Пророчицы
библейской –
Бунтарки Мариам.
Напевно,
словно эхо,
И терпко, как
вино.
«Гордячкой
будь,
смутьянкой»,–
Шептало мне
оно.
В нем
горечь всей
полыни,
Живительность
земли
Вложили в
это имя,
В один венок
вплели.
И карие
глаза мои –
Прабабкины
глаза.
Глаза, где
гостьей
Частою –
тяжелая
слеза.
В них
прозелень
полыни
И чернозема
цвет
Смешались, и
поныне
Гляжу я ими в
свет.
Откуда в
нраве ярость,
Зачем душе
печаль?
Неужто же
прабабкина
Горит на мне
печать?
Кровь,
помня
суховеи
И сиплый
клич орла
В предгорьях
Иудеи,
Свои силки
плела,
Даря мне
злую тягу
К кочевью и
костру,
Слов дерзкую
отвагу,
Судьбину на
юру.
Не имя, а
корона,
Что холодит
висок.
В нем корень,
почка, крона.
В нем жизни
млечный сок.
Минск, 1996 г
***
Кремнисты
и круты
дороги
Палестины.
Здесь годы
шествуют
неспешно, как
стада,
Здесь, что ни
куст –
неопалимая
купина,
И в небесах
витает тень
креста.
Душа, тут
сам Господь
толкал твои
качели.
Ты
возносилась
ввысь,
вонзаясь в
окоем.
И римской
конницей
века летели,
И молодым
вином закат
был опоен.
А после,
оземь
ударяясь, как
сосуд,
Ты
разлеталась
тысячью
осколков.
Вершился над
тобою правый
суд.
И одночество
взывало к
небу волком.
Минск, 1995 г.