Мишпоха №22    Леонид РУБИНШТЕЙН * Leonid RUBINSTEIN / МЕМОРИАЛ «КРАСНЫЙ БЕРЕГ» * MEMORIAL «KRASNY BEREG»

МЕМОРИАЛ «КРАСНЫЙ БЕРЕГ»


Леонид РУБИНШТЕЙН

Архитектор Леонид Левин у панно, выполненного по мотивам его детского рисунка. Фото Бориса Роланда

'Дитя войны' (скульптор Александр Финский). Фото Бориса Роланда

Cимволический класс, на первой парте – архитектор Леонид Левин. Фото Бориса Роланда







Мишпоха №22

То, что творили фашисты на белорусской земле – чудовищно. В любом местечке, в любом городе остались следы их преступлений. Земля до сих пор плачет от ужаса и горя. Памятники не дают забыть родных и близких.

Леонид Левин – один из детей войны. Детей, прошедших через холод и голод, разруху и неустроенность военных и послевоенных лет. Боль народа вошла в сердце этого Человека и стала основой для творческого вдохновения.

Леонид Левин – один из самых известных белорусских архитекторов. Смею утверждать, что он определяет лицо белорусской архитектуры. Заслуженный архитектор Беларуси, академик архитектуры, лауреат Ленинской премии СССР, лауреат Государственной премии Республики Беларусь, лауреат премии Ленинского комсомола и многих конкурсов. Его произведения – памятники Янке Купале и Якубу Коласу в Минске, мемориальный комплекс «Хатынь», мемориал в городском поселке Городея Минской области и открытый 3 июля 2007 года мемориальный комплекс в поселке Красный Берег Жлобинского района – потрясают глубиной вложенных чувств.

Хатынь. Ужас от злодеяний фашистов, выраженный языком искусства, потряс меня, и это впечатление осталось на всю жизнь.

В мемориальном комплексе в поселке Красный Берег я пережил схожие чувства. Это детская Хатынь. Не буду описывать весь комплекс, это надо каждому увидеть и осмыслить. Остановлюсь на некоторых фрагментах, которые особенно поразили.

Большое поле, покрытое белой плиткой – поле жизни. Три ступеньки, ведущие вниз – три года оккупации, ужаса и смерти, через которые прошли дети концентрационного лагеря, дети, у которых забирали кровь для лечения фашистских солдат и офицеров.

А дальше глаз останавливается на скульптуре худенькой девочки лет двенадцати с поднятыми кверху ручонками. Автор – скульптор Леонид Финский. Девочка от безысходности тянет вверх, к Богу, ручки-тростиночки, сама уже оторвалась от пропитанной кровью земли и будто просит: «Боженька, спаси!»

Следом за девочкой, как мираж на дороге смерти, белый класс – 21 парта, учительский стол и доска. Но где же дети? Их нет, они ушли в вечность. А на доске – предсмертное письмо от девочки Кати отцу: «Папа, отомсти».

Вдалеке плывет кораблик – детский кораблик в лучах солнца. На его парусах – 171 имя детей различных национальностей, чудом избежавших смерти.

Это мемориал торжества Жизни, которая обязательно победит смерть, победит войну.

Леонид Рубинштейн,
председатель Совета БГЕО

 

© Мишпоха-А. 1995-2011 г. Историко-публицистический журнал.