Мишпоха №20    Инна Герасимова * Inna Gerasimova / Встреча через 65 лет * Meeting After 65 years

Встреча через 65 лет


Инна Герасимова



Эсфирь Попок и Роман Будевский в Музее истории и культуры евреев Беларуси, 2007 г.

Эсфирь Герцевна Попок, довоенное фото

МИШПОХА №20

В нашем Музее развернута большая выставка “Еврейский театр Белоруссии в ХХ веке”. После ее просмотра к нам часто заходят экскурсанты и рассказывают о своих встречах с актерами еврейского театра в конце 40-х годов или приносят интересные фотографии и документы. Представленная экспозиция вызвала большой интерес. Но однажды на выставке произошла встреча людей, которые не виделись более 65 лет и все эти годы ничего не знали друг о друге.

 

Выставка открылась 31 октября 2006 года, а на следующий день в Музей зашла очень взволнованная женщина и сказала, что она служила в Государственном еврейском театре БССР. Весной 1941 г. Эсфирь Герцевна Попок была 17-летней девушкой и из-за юного возраста  по закону не могла ехать на гастроли и работать актрисой, поэтому ее оформили секретарем-машинисткой директора, а на самом деле пригласили актрисой второго состава.

Молоденькая Фира полюбила театр благодаря драматическому кружку в ее родной 28-й школе г. Минска, где в 30 – начале 40-х годов вели занятия актеры еврейского театра Соломон Сонкин и Абрам Шик. Не случайно актеры еврейского театра были руководителями драмкружка в этой школе, так как до 1938 г. обучение здесь велось на идише.  В кружке ставили пьесы как современных авторов, так и классику.

Очень хорошо запомнила Эсфирь Герцевна, как перед самой войной работала над спектаклями “Зямка Копач” на идише и “Капитанская дочка”  по роману А. Пушкина. На фотографии, которая чудом сохранилась у Эсфири Герцевны и потемнела от времени, запечатлена группа участников школьного драмкружка. Фото относится к началу 1940 года. Только трех человек из шести вспомнила Фира: Леву Молота – он погиб в гетто, Беню Сребника – тоже погиб в Минске, и Мирру Рубину – о ней она ничего не знает.

Эсфирь Попок осталась жива потому, что войну встретила с театром на гастролях в Витебске и оттуда сумела уехала в Сибирь.

Мы записали очень интересную историю, отсканировали фотографии и некоторые документы, принесенные Э. Попок, и сразу же пополнили ими экспозицию выставки. Прошло несколько дней, и зашел в Музей посмотреть выставку немолодой, но подтянутый, с военной выправкой, мужчина. Обычно, если приходит в Музей посетитель,  который испытывает затруднения при осмотре экспозиции, наши сотрудники приходят на помощь.

Из беседы с Романом Будевским  я узнала: он пришел, чтобы узнать что-либо о руководителе школьного драмкружка Сонкине. Я вспомнила об Эсфири Попок и драмкружке школы № 28. Оказалось, что Роман тоже учился в этой школе и помнит Эсфирь Попок. Он вспомнил спектакли, в которых они вместе играли, и других участников драмкружка. Ни с кем из них после войны Роман Будевский не виделся, в 1940 г. был призван в Красную Армию, воевал, стал профессиональным военным и в Минск вернулся лишь недавно, уйдя в отставку. Здесь в годы войны погибла вся семья Романа Будевского, его друзья.

Я позвонила Эсфири Герцевне и рассказала о человеке, который ее заинтересует, продиктовала номер его телефона.

Через несколько дней в Музее старые школьные друзья и бывшие актеры-любители встретились. Они были очень взволнованны, вспоминали далекие школьные годы и замечательное время посещения драматического кружка.

Наши гости были очень рады встрече и благодарили Музей за выставку, которая через столько лет вновь их привела друг к другу.

  Инна Герасимова,

кандидат исторических наук,
директор Музея истории и культуры евреев Беларуси

 

© Мишпоха-А. 1995-2007 г. Историко-публицистический журнал.