Мишпоха №17  

Заслуженные Эйдельманы республики


Семен Лиокумович


Семья Эйдельманов. Слева направо стоят: Иосиф, его сын Анатолий, Илья, Аркадий; сидят: дочь Аркадия - Ирина, глава семьи Лев Ильич, сын Иосифа Геннадий. 1989 год.

Большая семья

Отец "заслуженных Эйдельманов республики" - Ильи, Аркадия и Иосифа - Лев Ильич происходит из большой семьи, проживавшей долгие годы в Борисове. Было у него пять братьев и четыре сестры. Все со временем выучились, стали служащими, а Григорий - крупным профсоюзным работником.
Потомки этой большой семьи живут сегодня в Беларуси, США, Германии, а больше всего их в Израиле. Так распорядилась судьба.

Нелегким был жизненный путь Льва Эйдельмана. Пришлось ему быть солдатом царской армии, познать все "прелести" окопной жизни во время Первой мировой войны. После революции женился на Хасе Ароновне Курган. Родились четыре сына. Жили в Минске. Жизнь была нелегкой, как, впрочем, у большинства советских людей, которыми правил кровавый тиран. Но Бог миловал, самые близкие люди уцелели в годы сталинских репрессий.
Самое страшное началось на второй день войны, 23 июня 1941 года, когда фашисты стали бомбить Минск.
Вспоминает Илья Львович Курган:
Лев Ильич Эйдельман (слева) и его брат Айзик. 1916 год. - Меня, 15-летнего, не пускали в бомбоубежище, как достаточно взрослого. Я сидел на крыльце своего дома и с интересом считал самолеты в небе. И когда где-то рвались бомбы, то крыльцо подпрыгивало. Отец был на заводе, а мама мыла в доме пол. Такая была реакция на начало войны. Трудно было поверить, что через несколько дней немцы будут в Минске. Нас все время убеждали, что воевать мы будем на территории врага: Но уже через несколько дней началось массовое бегство из города. Моим родителям стало ясно, что надо спасаться. От бомбежек мы несколько дней прятались в пригородном лесу, а когда вернулись к дому, чтобы взять кое-что в дорогу, то на месте, где он находился, увидели только печную трубу. Вокруг все горело...
Мы пошли на восток в колонне беженцев. К сожалению, не было с нами шестилетнего Даника. Перед началом войны он был с детским садом на летней даче в Фаниполе. Отец хотел туда добраться, но транспорта не было. К тому же, кто-то сказал, что детские садики вывезли на восток, и мы немного успокоились, надеясь отыскать его.
Илья (6 лет) и Иосиф (2 года) Эйдельманы. 1932 год. Но за ним поехала наша тетя, как-то добралась, привезла его в Минск, но нас уже не застала. Эвакуироваться они не смогли и погибли со многими родственниками в гетто.
Никогда не забуду, как во время налетов вражеской авиации мама закрывала своим телом маленького Аркадия от пуль и осколков.
Кстати, в одной колонне с нами шли артисты МХАТа, которые перед войной приехали в Минск на гастроли. Вскоре их посадили на военный грузовик. Нам тоже удалось сесть на какую-то машину, которая довезла до Борисова, оттуда поездом поехали на восток в Куйбышевскую (ныне Самарскую) область. А через месяц уехали в далекий Самарканд.
Отец пошел на фронт. В звании сержанта с боями прошел от Сталинграда до Берлина.
Можно себе представить, что пришлось пережить его жене Хасе Ароновне с тремя мальчиками. Правда, старший, Илья, кое-что зарабатывал, работая ночным сторожем, слесарем.
В конце 1944 года семья вернулась из эвакуации. Вскоре вернулся с фронта отец. Он работал служащим на заводе, мама все внимание уделяла детям, которые радовали хорошей учебой.

Илья Курган - заслуженный артист республики

- Гаворыць Мiнск, - этими словами начинаются передачи Белорусского радио.
Для людей старшего поколения репродуктор был настоящим окном в большой мир, служил главным источником информации. Радиоточка не выключалась даже на ночь, выполняя еще и функции будильника. Радио было для нас, детей того времени, целым миром. Оттуда узнавали: политические и спортивные новости, знакомились с произведениями белорусской, русской и мировой культуры.
Хася Ароновна Эйдельман. 1961 год. Нам повезло, что на радио работали блестящие мастера своего дела: Любовь Ботвинник, Тамара Баштун, Николай Антипов, Лев Володин (Иоффе) и другие.
Одним из дикторов-корифеев был Илья Курган. Почти полвека звучал в эфире его красивый голос.
Я встретился с Ильей Львовичем накануне его 79-летия. Он рассказал о своей сценической жизни, об учителях - Евстигнее Мировиче, Константине Санникове, Дмитрии Орлове и любимых учениках: народных артистах республики Августе Милованове, Владимире Кулешове, Бэле Масумян, других актерах.
Мне хотелось узнать, как шло становление Мастера и как он, Илья Эйдельман, стал известнейшим в республике диктором Ильей Курганом.
- Ну, коль так, - улыбаясь, сказал он, - начнем издалека. Родился 26 мая 1926 года в Борисове, но в середине 30-х семья переехала в Минск, где прошло детство. Жили в небольшом деревянном домике.
Учился в минской школе, где работало много учителей дореволюционных гимназий. Уровень преподавания был настолько высоким, что стыдно было плохо учиться. Именно в школе появилось у меня желание стать артистом. Помню, в третьем классе учительница Степанида Ивановна просила меня читать новые тексты. Я был вроде живого патефона. Многие отмечали неплохой голос и довольно чистую дикцию.
Узнав из какой-то газеты, что в Минске открывается театральный институт, решил поступать туда. Была осень 1945 года. Прием уже закончился, но нас, нескольких ребят, вернувшихся из армии и эвакуации, приняли.
Учился я на курсе, которым руководил Евстигней Мирович, народный артист БССР, профессор, отличный режиссер, один из создателей театра имени Янки Купалы.
Театральный институт работал в уцелевшей школе и размещался в двух классах. Наш директор Михаил Адамович Гурский всю институтскую канцелярию и бухгалтерию носил в своем портфеле, а его рабочим местом чаще всего был подоконник в коридоре.
Институт Илья Львович окончил в 1949 году. У него было приглашение на работу в театр имени Якуба Коласа. Но поехать в Витебск он не мог, так как жена Ирина училась только на первом курсе.
- Мне хотелось работать в театре. Ведь в студенческие годы мы много играли в спектаклях, а дипломную работу ставили на сцене купаловского театра. Вы представляете, какая это была для нас честь! А как тепло нас принимали!
Я очень любил театр, но "брак" с ним у меня не состоялся. Получив диплом актера, я подался на радио. Прошел огромный конкурс - почти 100 человек на место.
1 ноября 1949 года был принят на работу, а 7 ноября уже вел репортаж о праздничном параде с площади Ленина. Обычно к таким репортажам допускают дикторов самого высокого класса.
В работе диктора есть своя специфика. Такие большие мастера сцены, как, например, Глебов и Платонов, не могли бы работать в этом качестве. Для диктора требуется нейтральное звучание голоса. Зато они были неподражаемы при трансляции художественных произведений. Мне очень повезло - работал бок о бок со многими актерами: Глебовым, Платоновым, Молчановым, Рахленко, Ржецкой. Мы, надеюсь, как-то дополняли друг друга.
- Как появилась на радио фамилия Курган?
- Появилась она ровно через год после начала работы на радио. В газете "Советская Белоруссия"
4 ноября 1950 года была опубликована моя статья "Пусть растут наши дети". Подписал я ее Илья Курган. Это девичья фамилия моей мамы. Узнав, кто автор статьи, руководители радио предложили взять ее для "афиши" вместо той, которая была ранее - Эйдельман. Не следует забывать, что это было время расцвета государственного антисемитизма в СССР, и моя фамилия не вписывалась в каноны сталинской национальной политики.
Почти полвека отдал Илья Львович белорусскому радио.
- Был у меня такой случай, - вспоминает Курган. - На 70-летие Сталина (а стаж к этому времени у меня был немногим более месяца) случилось так, что наши дикторы заболели гриппом, и мне приходилось работать по две смены. Атмосфера была очень напряженной. Я, как обычно, читал с листа, хоть и следовало заранее знакомиться с текстом. Но мне так было интересней, ибо если заранее прочитывал его, то пропадала некая обостренность восприятия. И вот читаю очередной материал: "Сталин и Красная Армия". Текст заверен всеми надлежащими подписями, в том числе и подписью цензора. И вижу, черным по белому напечатано: "Стал_н - прычына бяздольнасц_ (обездоленности - по-русски) Чырвонай Арм__". Я на ходу поправил: "Стал_н - прычына баяздольнасц_ (боеспособности - по-русски)...". Потом позвал редактора Марию Васильевну. Она перечитала, но ничего не заметила от волнения. Но когда я показал, то она побледнела и в изнеможении опустилась на стул. Она ведь знала, что было бы: повезли бы в "черном вороне" всех руководителей радио, а заодно и ее, и меня.
Вспоминаются другие эпизоды из дикторской работы. Один связан со знаменательным событием - присвоением мне в конце декабря 1968 года звания заслуженного артиста БССР. По этому поводу собрались у меня дома друзья-актеры. А назавтра в 10 утра во Дворце спорта проводилось Торжественное собрание в связи с награждением республики орденом Октябрьской революции, который должен был вручать Леонид Брежнев.
Илья Курган, заслуженный артист БССР. 50-е годы. Чувствуя, что мне будет трудно вести репортаж, я обратился с просьбой к Юрию Левитану, который в эти дни был в Минске, заменить меня. Мое начальство договорилось с руководством Всесоюзного радио, текст перевели на русский язык. Мы пришли во Дворец спорта. Но в фойе Левитана задержал московский корреспондент. Договорились, что я поднимусь в студию, а Левитан, как только освободится, придет туда. Время шло, а его все нет. Послали людей, но уже ходить по Дворцу никому не позволяли, не пустили и Левитана. К счастью, у одного из моих коллег, Анатолия Зеликова, нашелся экземпляр текста на русском языке.
Я провел репортаж, но после окончания не мог встать: что-то от напряжения случилось с позвоночником. Когда все закончилось, зашел Левитан и, бледный, спросил: "Как вы смогли провести, ведь текст был у меня?". Я показал измятую бумагу, которую мне дал Зеликов. Левитан был потрясен и, улыбаясь, сказал: "Недаром у вас на радио говорят: "Нам не нужен Левитан, есть у нас Илья Курган".
Конечно, такие стрессы не могли пройти даром. Не случайны, видимо, и три инфаркта, которые он перенес.
Ирина Андреева, жена Ильи Кургана, актриса ТЮЗа, режиссер музыкальной редакции Белрадио. Илью Кургана миллионы людей знают как прекрасного диктора, знатока белорусского языка. Недаром профессор Белорусского государственного университета Павел Шуба, один из корифеев белорусского языкознания, говорил студентам, что учился правильному произношению у Ильи Кургана.
Почти сорок лет передает Курган свой опыт студентам. Он профессор кафедры сценической речи Белорусской академии искусств и Минского университета культуры и искусств.
Семья Кургана внесла свой вклад в белорусскую культуру. Его жена Ирина Борисовна Андреева - красивая, обаятельная, талантливая актриса. Работала в ТЮЗе, была режиссером музыкальной редакции Белорусского радио. Жаль, что о ней приходится говорить в прошедшем времени. Умерла, не дожив немного до 60-летия, оставив двух прекрасных детей.
Старший, Владимир, окончил театральный институт. Он актер национального Русского драмтеатра им. Горького. Младший, Сергей, окончил институт иностранных языков. Живет в Германии. Автор многих статей в газете "Аргументы и факты", публикуется в других изданиях.
Заканчивая интервью, задал Илье Львовичу вопрос, верит ли он в Бога.
- Вообще, человеку нужно, чтобы Бог был. Как угодно его представьте, но непременно это будет сочетание таких человеческих качеств, как разум, достоинство, благородство. Это и есть Бог.

Аркадий - заслуженный тренер республики

Аркадий Эйдельман, заслуженный тренер БССР. 1960 год. Аркадий Львович с детства был влюблен в спорт и остался ему верен до сих пор. Он окончил в 1960 году Белорусский институт физкультуры. Создал одну из лучших в СССР теннисную школу. Его ученики успешно выступали и выступают на кортах многих стран.
У любителей тенниса на слуху фамилии Максима Мирного, Владимира Волчкова, Сергея Тетерина. В 2004 году они дошли до полуфинала Кубка Дэвиса (неофициального командного первенства мира), обыграв сборные Германии, России, Аргентины.
Учениками Аркадия Львовича были чемпионка СССР Наталья Бородина, победители международных встреч самого высокого ранга Татьяна Игнатьева, Анна Смашнова, Сергей Леонюк и другие.
За выдающийся вклад в развитие спорта Аркадий Эйдельман в 1967 году, в возрасте тридцати лет, получил звание заслуженного тренера БССР.
Аркадий Эйдельман и его ученик Максим Мирный. Фото 1988 года. В декабре 1990 года он приехал с ученицами в США, где во Флориде проходили международные соревнования девушек. Вместе с ним была Игнатьева. Посмотрев, как она играет, эксперты поняли - у нее должен быть отличный тренер. Последовало приглашение Эйдельмана с ученицей. Через четыре месяца он приехал с 16-летней Игнатьевой и 14-летним Максимом Мирным. Ученики хорошо выступили в теннисных турнирах Большого Нью-Йорка.
С тех пор прошло немало лет. Талант Мирного расцвел, он побеждает на престижнейших международных соревнованиях, а у истоков этих успехов стоял Аркадий Эйдельман.
Аркадий Эйдельман и его ученики. Слева в третьем ряду Александр Кацнельсон, тренер, чемпион СССР среди юношей. Почти 15 лет живет Аркадий Эйдельман в США, куда его пригласила фирма "Матч-Пойнт-Промоушн" на два года, а затем продлила контракт. Аркадий открыл в Бруклине теннисный клуб.
В Нью-Йорке, как и в Минске, он придает большое значение не только тренировкам и соревнованиям, но и духовному развитию учеников. Создал "Клуб любителей тенниса", который пользуется большой популярностью. Не забывает учеников, которых тренировал много лет в Беларуси. В 2004 году приезжал в Минск на теннисные матчи "Беларусь - Россия" и "Беларусь - Аргентина", которые с блеском выиграли его ученики.
В США его дочь Аня тренировалась в "Школе Эйдельмана".
Старшая дочь Ирина после окончания Академии искусств была ведущим специалистом Национального художественного музея Беларуси. В настоящее время живет в Германии.

Иосиф - известный строитель

Дина Куркова - дочь Анатолия, внучка Иосифа. Инженер-программист, живет в С.-Петербурге. 2004 год. Иосиф Эйдельман после окончания школы поступил в политехнический институт. В 1953 году получил диплом инженера-строителя и более полувека работает по специальности. В 1959-м его назначили главным инженером строительного управления "Белсантехмонтаж", а через несколько лет он стал его начальником. Под руководством Иосифа Эйдельмана управление провело строительно-монтажные работы в Минске, других городах республики, в Москве, Твери, Воронеже.
Сейчас, уже выйдя на пенсию, Иосиф Львович продолжает трудиться заместителем генерального директора треста "Белсантехмонтаж". Его общий трудовой стаж - 52 года, из них 46 - на руководящей работе (уникальный случай в этой отрасли промышленности). Награжден медалью "За трудовое отличие", Почетными грамотами Верховного Совета Республики Беларусь.
Учениками Иосифа Львовича являются более десяти директоров строительных организаций республики.
Нынешний генеральный директор спецтреста "Белсантехмонтаж" Виктор Савицкий и главный инженер ОАО "Трест Белсантехмонтаж" Александр Жиленков пришли к Эйдельману в середине 70-х годов. Маша Колодкина (7 лет) - внучка Иосифа и Эдит Эйдельман. 2003 год. Он был тогда начальником строительного управления, а они только что окончили институт и начали трудовой путь мастерами. Эйдельман много сделал для их профессионального роста.
Работают его ученики и за рубежом. Гарри Гуревич почти 20 лет работал под руководством Иосифа Львовича, прошел путь от рабочего до начальника строительной организации. Приехав в США, был рядовым инженером, но благодаря богатому опыту, полученному в Минске, через несколько лет вырос до директора крупной монтажной организации.
Семья Иосифа Эйдельмана: Эдит Генриховна, Анатолий (старший), Геннадий. 1966 год. Нынешний год знаменателен для Иосифа Львовича: исполнилось 50 лет со дня создания его семьи. Жена, Эдит Генриховна, окончила Минский институт народного хозяйства. Много лет работала заместителем начальника планово-экономического отдела Министерства строительства БССР.
Довольны они своими детьми. Старший, Анатолий, пошел по стопам отца. Он главный инженер управления по монтажу газонаполнительных станций. Геннадий окончил Белорусскую академию искусств. Руководит рекламным агентством. Внучка Дина окончила экономический университет. Работает программистом в Санкт-Петербурге.
Я рассказал о братьях Эйдельман. Прекрасных людях, надежных друзьях, интересных собеседниках. Каждый из них остался верен избранной профессии.

Их общий трудовой стаж превышает 150 (!) лет.

© Мишпоха-А. 2005-2011 г. Историко-публицистический журнал.