Библиотека журнала "МИШПОХА" | Серия "Мое местечко". "На качелях времени". |
|
ОСТРОВА ПАМЯТИ История
Сиротино насчитывает более трех веков. Из записок
священнослужителя Гнедовского Иоанна, датированных 24
мая С 1762 года Сиротино принадлежит
Урбану Антонию Гребницкому. По его просьбе король
Польский и великий князь Литовский Станислав Август Понятовский
наделил местечко магдебургским правом. В 1767 году
был официально утвержден королем герб рода Гребницких,
который ныне является гербом Шумилинского района. В середине XIX века Сиротино
покупает помещик Реут, а в 1870 году местечко
приобретает барон Розен. Эта фамилия часто встречается в истории России XIX
века. Розены принесли славу русскому оружию на полях сражений, оставили яркий
след в истории русской науки и культуры. Один из представителей этого рода –
барон Егор Федорович Розен (1800 – 1860 гг.) был поэтом, драматургом. Он
редактировал журнал «Современник», дружил с Александром Сергеевичем Пушкиным.
До 1917 года местечко принадлежало Федору Федоровичу Розену. Нет
точных данных, когда первые евреи поселились в Сиротино,
но думается, это было в первые же годы основания
населенного пункта. По ревизии 1847 года, население Сиротино
приближается к 500 жителям, из них еврейского – 269 душ. Во второй половине XIX
века происходит значительное пополнение населения за счет переселенцев из
окружающих деревень, а так же концентрации еврейского населения вокруг
губернского города – в основном ремесленников и торговых людей. По
переписи В
местечке было 4 каменных постройки, 848 деревянных, 3 мощенные булыжником
улицы, 3 синагоги, 1 церковь, двухклассная церковноприходская школа, построенная в 1882 году, – одна
из лучших школ губернии. В
Сиротино долгое время проживал известный религиозный
деятель Любавичского движения рабби
ЛевиИцхак Сиротинский (Гетерман). В Сиротино он
поселился в 1880 году и прожил до начала XX века. В конце своей жизни
переселился в Варшаву, где скончался в 1904 году. Во
многом жизнь местечка изменилась с установлением Советской власти. В
1930 году в Сиротино был организован колхоз им.
Урицкого. Он просуществовал до 2004 года, затем реорганизован в коллективное
унитарное сельскохозяйственное предприятие «Сиротинский»
с административным центром в д. Слобода. Еврейское население местечка в годы ВОВ подверглось
геноциду. 18 ноября 1941 года произошел акт величайшего злодеяния фашизма над
мирным населением поселка. В этот день было расстреляно 316 евреев. За
период оккупации немецкофашистскими
захватчиками Сиротино было разграблено и уничтожено.
От всего поселка осталось только три каменных дома. В
послевоенный период Сиротино было восстановлено, но
уже не в былом масштабе. Евреи после войны в Сиротино
не проживают. К памятнику погибшим узникам гетто приезжают дети и внуки тех,
кто погребен здесь. В
настоящее время в деревне Сиротино Шумилинского района Витебской области проживают 300
жителей, работают средняя школа, сельский дом культуры, сельсовет, магазины. Константин
Карпекин, ст.
научный сотрудник Госархива Витебской области ИУДЕИ И СОВЕТСКАЯ
ВЛАСТЬ Для
современного цивилизованного человека свобода вероисповедания – это нечто само
собой разумеющееся. Тем не менее, путь к такому явлению на территории бывшего
Советского Союза был достаточно длительным и непростым. Особенно в те, не такие
уж далекие 1920е гг., когда имело место скорее
удаление от такой свободы, нежели приближение к ней. Для Белоруссии проблема
взаимоотношений конфессий между собой и с другими
общественными силами была очень значимой. В первое послереволюционное
десятилетие кроме различных христианских религий едва ли не 1/10 часть
населения республики исповедовала иудаизм. На
сегодняшний день от большинства синагог – центров еврейской религиозной жизни –
не осталось и следа, да и сами местечки, как таковые, исчезли, превратившись в
деревни или поселки городского типа… Одним из таких местечек было Сиротино,
сведения о котором сохранились в фондах
Государственного архива Витебской области. Собрав материалы о культовых
строениях, социальном и возрастном составе верующих, о представителях
иудейского духовенства, антирелигиозной деятельности сторонников советской
власти, можно создать целостную картину жизни сиротинских
евреев. Судьба сиротинских синагог и их прихожан В
архивных документах 1920х гг. Сиротино фигурирует
преимущественно как местечко. В настоящее время это деревня Шумилинского
района Витебской области. В
начале ХХ в. здесь было 3 синагоги: Любавичская, Хабадская и Песчанская (названия
двух последних синагог в разговорной форме могли звучать еще как «Хабадка» и «Песчанка»). Названия Любавичской
и Хабадской синагог обозначали приверженность их
прихожан к течению иудаизма – любавичскому
хасидизму (или, другими словами, хасидскому движению
ХАБАД). Известно,
что все сиротинские синагоги были деревянными. Любавичская и Песчанская были
построены в После
прихода к власти большевиков четко обозначилось их стремление к сокращению
количества культовых строений. Новым законодательством устанавливался строгий
порядок регистрации всех религиозных общин. К
концу 1922й
год был непростым для религиозных общин еще и в связи с кампанией по
конфискации ценностей в пользу голодающего населения Поволжья. Среди
исследователей бытует мнение, что некоторыми ценностями могли располагать
только синагоги крупных городов. Что же касается синагог и молитвенных домов,
которые находились в местечках, то в них практически не было утвари из
драгоценных металлов. Относительно
сиротинских синагог невозможно утверждать однозначно,
располагали ли они золотом, серебром и драгоценными камнями до кампании 15
октября 1923 года всем трем иудейским общинам м. Сиротино
удалось зарегистрироваться. Согласно «Инструкции о порядке регистрации
религиозных обществ и выдачи разрешений на созыв съездов таковых», утвержденной
советским правительством в 1923 году, члены общины должны были подать в
губернский исполнительный комитет определенные документы. Среди них – заявление
о желании зарегистрироваться, устав общины, списки прихожан и членов общинного
правления (все документы – в трех экземплярах), а также список духовных лиц5. Благодаря
материалам регистрации можно установить имена раввинов сиротинских
общин, количество прихожан каждой синагоги, социальный и возрастной состав
общинных правлений и самих общин. В частности, раввином Любавичской
синагоги был Роман Маневич, Песчанской
– Гирш Абелев Иофе, Хабадской – Израиль Менделев Житковский6. В
правление каждой сиротинской иудейской общины входило
по пять человек. Это были люди разных занятий и возрастов, но, вероятно, самые
авторитетные представители еврейского населения местечка. Социальный состав членов общинных правлений, Основные
занятия Название общины Любавичская Песчанская Хабадская Резники 1 Кузнецы 1 Шапочники 1 Чернорабочие 1 Торговцы 1 Лица, находящиеся на содержании детей 3 4 3 Возрастной состав членов общинных правлений, Возраст Название общины Любавичская Песчанская Хабадская 40
– 49 лет 1 1 50
– 59 лет 1 1 60
– 69 лет 4 1 2 70
– 79 лет 1 2 1 Социальный состав членов общин, Основные
занятия Название общины Любавичская Песчанская Хабадская Всего Резники 1 1 Кузнецы 2 1 3 Портные 1 1 Шапочники 1 1 Сапожники 2 2 Шорники 1 1 Прядильщики 1 1 2 Плотники 3 3 Слесари 1 1 Жестянщики 1 1 Стекольщики 2 2 Мясники 1 1 Заготовщики 1 1 2 Чернорабочие 3 2 5 Пастухи 1 1 Торговцы 5 3 5 13 Кустари 1 1 Земледельцы 5 2 3 10 Провизоры 1 1 Часовые
мастера 1 1 Домохозяева 4 11 9 24 Безработные
и лица, находящиеся на содержании детей
и еврейской общины 30 27 19 76 Всего 53 50 50 153 Возрастной состав членов общин, Возраст Название общины Любавичская* Песчанская Хабадская Всего Младше
20 лет 1 1 20
– 29 лет 4 6 1 11 30
– 39 лет 13 6 5 24 40
– 49 лет 10 8 14 32 50
– 59 лет 7 9 6 22 60
– 69 лет 12 7 17 36 70
– 79 лет 6 12 7 25 80
лет и старше 1 1 Всего 52 50 50 153 * возраст одного из прихожан Любавичской
синагоги в поименном списке указан не был. Осенью
2
января В
конце концов, было решено провести еще одно общее собрание еврейского населения
м. Сиротино. Собрание было назначено на 16 января Неизвестно,
сколько человек явилось на это собрание, но в голосовании участвовали 48, из
них 40 человек высказались за то, чтобы «отдать в жертву» Хабадскую
синагогу, в которой, заметим, и происходило собрание. «За» Песчанскую
синагогу высказались 8 человек, на Любавичскую же не
посягнул никто.9 После
такого исхода дела инструктору по военной подготовке Витебского губернского
военкомата была выдана расписка в том, что верующие иудеи
местечка не препятствуют организации в синагоге «Хабадка»
военного пункта. Бумага была подписана 43мя персонами.10 Количество
подписавшихся не совпадает ни с числом прихожан данной синагоги (их было 50),
ни с числом человек, проголосовавших за организацию в синагоге военного
учебного пункта (их насчитывалось 40). К сожалению, пока не известны все
обстоятельства, которые позволяют сделать однозначный вывод. Теперь вопрос синагоги должен был решиться на губернском
уровне. В связи с этим 25 января Президиум
Витебского губернского исполкома рассмотрел все ходатайства, письма и прочие
материалы и 28 января Позже
обучение допризывников военному делу было отложено, но, тем не менее, представители
губернского военкомата настаивали на закрытии одной из синагог. Еврейские
общины решили бросить жребий и таким образом выбрать синагогу, которую можно
будет отдать местным властям. Жребий пал на Песчанскую
синагогу. После этого ее прихожане, якобы оставшись удовлетворенными таким
исходом дела, без ведома верующих «Хабадки»
выдали представителю военкомата разрешение на закрытие данной синагоги, заверив
его своими подписями. Завершилось все тем, что в начале марта В очередной раз вопрос о судьбе синагоги решался на общем
собрании еврейского населения местечка. Собрание проходило 3 апреля Осенью
Социальный состав членов Основные
занятия Количество Кузнецы 2 Портные 1 Прядильщики 1 Кустари 1 Заготовщики 2 Торговцы 5 Земледельцы 7 Провизоры 1 Мастеровые 1 Домохозяева 3 Безработные
и лица, находящиеся на
содержании детей 36 Возрастной состав членов Возраст Количество 20
– 29 лет 4 30
– 39 лет 1 40
– 49 лет 13 50
– 59 лет 8 60
– 69 лет 16 70
– 79 лет 8 В свою очередь из Сиротинского
районного исполкома документы общин были отправлены на рассмотрение в Витебск. В декабре 1924 года Витебский окружной исполком посчитал, что
предоставленных документов «…недостаточно, так как в прилагаемых к уставам
списках в некоторых из них не заполнены все графы надлежащими сведениями, а
также в некоторых не указано отчество лиц, состоящих в данной религиозной
общине…» Иудеям м. Сиротино предлагалось поторопиться
и в течение одной недели подготовить документы более тщательно. В
противном случае общинам угрожало закрытие.14 Судя по архивным документам второй половины 1920х гг., Любавичская и Песчанская синагоги
продолжали действовать. При этом действовать весьма успешно. Достаточно взять
два архивных документа, чтобы убедиться, с каким возмущением члены местных
партийных органов отзывались об иудеях. Первый из документов – «Протокол № 10
заседания бюро Сиротинского Райкома КП(б)Б от 24 апреля Вместе с резником Розенбеймом Шмуйлой Залмановым15 тот же раввин владел
монополией на продажу свечей в местечке. Да и изделия ремесленниковиудеев
пользовались большим спросом, чем изделия кустарейатеистов.
Более того, раввин всеми силами способствовал созданию в местечке Сиротино благотворительного общества, призванного оказывать
помощь еврейской бедноте. Одновременно он поддерживал связь с «сиротинским землячеством», находящимся в США, которое
периодически присылало в местечко финансовую помощь. Естественно,
возмутил партийцев и тот факт, что один из членов еврейского погребального
общества «Хевракадиш» стал руководителем профсоюзной
организации.16 Несмотря
на такие обстоятельства, представители власти и партии не принимали решительных
мер по закрытию синагог. Любавичская и Песчанская синагоги внесены в «Список церквей и молитвенных
домов всех религий по Витебскому округу» за Спустя некоторое время, в июне 1930 года, районные власти
в ультимативном порядке «приглашали» всех членов сиротинских
общин на очередную регистрацию. В случае неявки их ждали повестки в суд. Общины
успешно зарегистрировались. Об этом свидетельствуют справки, выданные районными
властями представителям общин. В них верующим разрешалось провести собрания для
перевыборов членов общинных правлений. Прихожане Любавичской
синагоги провели такое собрание 5 июля Судьбу
общин и их синагог в 1930е гг., к сожалению, проследить не удалось. Причина
тому – отсутствие выявленных архивных документов. В любом случае, наличие в
одном местечке двух действующих синагог в этот период – явление весьма
интересное. В то время большинству верующих удавалось сохранить только одну
общину каждой из конфессий. Сиротинский хедер Кроме
синагог в местечке действовал хедер – еврейская начальная религиозная школа.
Благодаря этой школе религиозные знания передавались молодому поколению. Едва ли не сразу после установления Советской власти в
регионе началось притеснение религиозного образования. В В
своем заявлении заведующий школой называл определенную часть еврейского
населения «весьма дикими и темными сиротинскими
обывателями», а меламедов – «патологически больными
людьми» и «темными личностями», и это не может характеризовать руководителя
учебного заведения с лучшей стороны. На
следующий день – 23 декабря Дело
закрытия сиротинского хедера затянулось на несколько месяцев, но зато
органами власти были раскрыты (или сфабрикованы) новые обстоятельства дела.
Приведем цитату из письма заведующего отделом по делам
национальностей в отдел юстиции Витебского губернского исполкома, датированного
1 марта 1922 года: «Губотнац вторично (выделено
автором) просит сообщить положение дела по обвинению сиротинских
меламедов в истязании детей (выделено автором)…»21 После такого заявления официально
действовавший хедер действительно должен был быть закрыт в ближайшее время. Тем
не менее, во второй половине 1920х гг. религиозное обучение еврейских детей
продолжалось. Согласно архивным документам, в начале 1927 года в м. Сиротино под
руководством двух меламедов обучалось около 20 детей.
Из них некоторые одновременно посещали и советскую школу. Оба хедера считались
легальными и действовали на протяжении всего Когда
же в начале Таким
образом, на протяжении 1920х гг. атеистам не удалось ликвидировать еврейское
религиозное образование – один из значительных способов передачи религиозных
знаний. Атеистическая
пропаганда – Говоря
о взаимоотношениях советской власти и иудаизма, нельзя не упомянуть антирелигиозную
пропаганду. Если в крупных городах она проводилась буквально сразу после
установления нового строя, то в местечках начала набирать обороты только с
середины 1920х гг. Как
правило, оживлялась такая антииудейская деятельность
весной и осенью – во время самых важных конфессиональных праздников – Песах, РошhаШана,
ИомКипур. К
В начале сентября Согласно отчетам Сиротинского
районного комитета КП(б)Б, антирелигиозная агитация
была весьма успешной весной Так
же антипасхальная кампания Какой бы успешной ни преподносилась в отчетах антирелигиозная работа в
местечке, можно предположить, что на деле все было значительно сложнее. На
такую мысль наталкивают планы работы Сиротинского
районного комитета КП(б)Б на вторую половину 1926 года
и на 1927 год. Вот основные пункты этих планов: 1) окончательно оформить Совет «Общества друзей газеты
«Безбожник»27; 2) организовать кружок «Безбожник» и привлечь в него
взрослое население местечка; 3) создать политический кружок для сиротинской
еврейской молодежи; 4) вести борьбу против «незаконных действий
существующих официальных хедеров», против участия духовенства в работе
местечкового Совета и монополии на продажу свечей.28 Таким
образом, складывается впечатление, что даже во второй половине 1920х гг. не
была создана система антирелигиозных учреждений, а вся антииудейская
пропаганда представляла собой набор отдельных мероприятий. *** Такова краткая история сиротинских
синагог в 1920е гг. Написана она благодаря сохранившимся архивным документам и
освещает только самые основные стороны взаимоотношений между иудейской конфессией и советской властью. 1 Списки церквей, синагог, молитвенных домов по районам Витебского округа
за 2 Списки синагог и других религиозных учреждений по
Витебской губернии // ГАВО. – Ф. 1821.
Оп. 1. Д. 3 Дело о регистрации еврейской синагоги «Любавичи»
в м. Сиротино Сиротинского района // ГАВО. – Ф. 147. Оп. 1. Д. 20.
Л. 3. 4 Дело о регистрации Сиротинского
иудейского общества «Песчанка» // ГАВО. – Ф. 2356. Оп. 1.
Д. 5 Собрание узаконений
и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. – 1923. 20 июня. С. 692. 6 Книга регистрации обществ и кружков. Список религиозных
обществ Витебской губернии // ГАВО. – Ф. 1821. Оп. 1. Д. 7 Уставы церковноприходских советов, списки служителей
волостных религиозных общин // ГАВО. – Ф. 1821. Оп. 1. Д. 8 Там же. – Л. 364 – 364а об., 367 – 368, 487 – 487 об. 9 Постановления Витгубфинотдела о порядке обложения налогами. Положение об
охране лесов республики; протокол заседания Малого Президиума Витгубисполкома за 10
Дело о закрытии синагоги «Хабадка» в м. Сиротино для организации в ней пункта по военной подготовке
// ГАВО. – Ф. 2356. Оп. 1.
Д. 14. Л. 4. 11 Постановления Витгубфинотдела о
порядке обложения налогами. Положение об охране лесов республики; протокол
заседания Малого Президиума Витгубисполкома за 12
Дело о закрытии синагоги «Хабадка» в м. Сиротино для организации в ней пункта по военной подготовке
// ГАВО. – Ф. 2356. Оп. 1.
Д. 13 Дело о регистрации еврейской синагоги «Любавичи»
в м. Сиротино Сиротинского района // ГАВО. – Ф. 147. Оп. 1. Д. 20.
Л. 8 – 8 об., 10 – 11. 14 Переписка о
регистрации религиозных обществ и сведения о них // ГАВО. – Ф. 118. Оп. 4. Д. 11.
Л. 76. 15 Постановления ЦИК и
СНК СССР, Наркомата финансов СССР, циркуляры Наркомата финансов БССР и
переписка с учреждениями и организациями округа о взимании подоходного налога,
списки служителей религиозных культов // ГАВО. – Ф. 449. Оп. 1. Д. 16 Протоколы общих райпартсобраний, пленумов и заседаний бюро райкома КП(б)Б // ГАВО. – Ф. 4п.
Оп. 1а. Д. 17 План работы исторического архива на март – сентябрь 18 Дело о регистрации еврейской синагоги «Любавичи»
в м. Сиротино Сиротинского района // ГАВО. – Ф. 147. Оп. 1.
Д. 20. Л. 12 – 14. 19 Дело о регистрации Сиротинского иудейского общества «Песчанка» // ГАВО. – Ф.
2356. Оп. 1. Д. 16. Л. 14. 20 Инструкция о ликвидации уездных отделов по делам национальностей
и переписка с губернскими учреждениями и уисполкомами
о кадрах, о расчистке лесных участков, о выполнении постановлений Витгубисполкома о выселении с
квартир отдельных лиц и по другим вопросам // ГАВО. – Ф. 56. Оп. 1. Д. 21 Меморандум еврейской
коммунистической партии о борьбе с антисемитизмом, докладные записки еврейских
общин и письма о погромах над евреями, совершаемых бандитами; переписка с
центральными органами об имевшихся случаях убийств евреев; переписка о содержании
органов по делам национальностей; списки синагог и молитвенных домов по г.
Витебску // ГАВО. – Ф. 56. Оп. 6. Д. 22 Протоколы общих райпартсобраний,
пленумов и заседаний бюро райкома КП(б)Б // ГАВО. – Ф.
4п. Оп. 1а. Д. 23 Зельцер А. Евреи советской
провинции: Витебск и местечки 1917 – 1941 / А. Зельцер.
– М.: РОССПЭН, 2006. С. 268 – 269. 24 Протоколы пленумов,
заседаний бюро и собраний актива угорисполкома и
окружкома КСМБ. Отчеты о работе угоркома и окружкома
// ГАВО. – Ф. 10051п. Оп. 1. Д. 25 Директивные письма и распоряжения агитационнопропагандистского
отдела райкомам КП(б)Б // ГАВО. – Ф. 10051п. Оп. 1.
Д. 26 Протоколы заседаний нацсекций
при Витебском окружкоме. Отчеты о их работе // ГАВО. –
Ф. 10051п. Оп. 1. Д. 27 Протоколы райкомов 1925 – 1926 гг. // ГАВО. – Ф. 4п. Оп.
1а. Д. 21а. Л. 89, 161. 28 Протоколы общих райпартсобраний,
пленумов и заседаний бюро райкома КП(б)Б // ГАВО. – Ф.
4п. Оп. 1а. Д. (Перевод
с белорусского – автора) |
© 2005-2011 Журнал "МИШПОХА" |