Яновичи впервые упоминаются в летописях XVI века. В 2011 году городской посёлок праздновал 500-летие. На праздник приехали земляки из Беларуси, из других стран, выступали артисты, художники открыли выставки, и, конечно, много внимания уделялось истории родного места.
С 1569 и до 1770-х годов Яновичи были частью Речи Посполитой, после раздела которой вошли в состав Российской империи.
В нашей книге мы неоднократно будем обращаться к архивам Алексея Яковлевича Колоницкого. Он родился в Яновичах в конце XIX века. Отец – мещанский староста Яков Степанович Колоницкий. Находился в должности с 11 мая 1898 года. Православного вероисповедания.
(Памятная книжка Витебской губернии на 1900 г., с. 74.)
Алексей Яковлевич всю жизнь, за исключением лет, когда учился в Велижском городском училище и служил в Красной армии, посвятил родному местечку.
В 1911 – 1927 годах преподавал в Яновичской школе математику, физику, черчение. Был хорошим художником и оставил серию карандашных зарисовок местечка, принимал участие в работе местного театра. Самодеятельность была его страстью.
Краеведением увлекался всю взрослую жизнь, но особенно активно занялся написанием истории родного местечка в 1960-е годы, уже выйдя на пенсию.
Архив Колоницкого А.Я. хранится в Витебском районном историко-краеведческом музее.
Начиная рассказ об истории Яновичей, сошлёмся на его воспоминания: «У моего старшего брата хранился акт-договор помещика имения Яновичи Пацея с объявленными тогда льготами платы за плацевые и земельные участки. Из договора видно, что местечко основано в 1701 году. (Вероятно, договор датируется 1701 годом. – А.Ш.) Документ этот в настоящее время утерян, но по памяти можно восстановить следующее: в Яновичах сначала существовало только имение, а затем помещик начал заселять его из вольных крестьян и евреев».
В Великом Княжестве Литовском крестьяне, называвшиеся «похожими людьми», имели право переходить от одного князя к другому. Они селились на непаханых землях или в лесу, освобождались от повинностей или от части их и назывались воляне (или вольные крестьяне). После льготного срока «похожие люди» обязаны были столько же лет жить здесь и исполнять все повинности. Они жили на помещичьей земле и платили за это сельхозпродуктами или деньгами, или же исполняли панщину.
Помещик устанавливал льготные условия на отводимых для застройки участках земли (плацах). Впоследствии, с введением закона о так называемом «чинше», была установлена определённая плата за плацевую землю в размере
1/2 копейки за квадратную сажень. В то же время помещик начал сдавать в аренду и окружающие местечко полевые земли для сельского хозяйства...
Собственником всех земельных угодий местечка сначала был Пацей.
В конце XVIII столетия Яновичи достались польскому роду Дворжецких-Богдановичей, которые выстроили здесь усадьбу с парком. На территории имения работали мельницы, дававшие хороший доход.
Усадьба была уничтожена во время революционных событий 1917 года.
Соломон Залманович Бумагин живёт в Израиле. Его предки более 200 лет проживали в Яновичах. Он записывал их воспоминания, семейные предания и легенды о родном местечке, и когда узнал, что собирается материал для книги, прислал нам. Мы не раз будем обращаться к записям Соломона Бумагина.
«Помещики Дворжецкие-Богдановичи с добротой относились к еврейскому населению и сделали всё, чтобы люди хотели жить в Яновичах.
Имение было выкуплено у наследников Пацеев суражским воеводой Рафаэлем Богдановичем для сына Иосифа Богдановича.
Мой дядя Соломон Янкелевич Косухкин – журналист, исследователь истории и культуры русского Севера, также занимался исследованием истории родных мест. Он рассказывал, что жена пана Пацея была сестрой князя Тадеуша (Фаддея) Огинского – владельца Вымнянского имения и основателя Свято-Успенского Тадулинского монастыря.
Пан Пацей обязал общину яновичских евреев каждый год жертвовать в монастырь воск и дрожжи. После того как имение купил Богданович, евреи перестали жертвовать в монастырь, но там оставалась долговая записка, обязывавшая их делать это каждый год до пришествия Христа.
Монастырь подал в суд, и тот присудил исполнение долговой расписки. Для выполнения в Яновичи прибыли солдаты, которые собрали пожилых евреев, раввина и при всём народе били их розгами. Помещик Богданович, узнав об этом, поехал в Петербург и через знакомых сумел добиться аудиенции у царя, который отменил решения суда и обязательства по долговой расписке».
Так это было на самом деле, или историческая легенда рассказывает о добром помещике, утверждать не берусь. Но все поколения Богдановичей остались «светлым пятном» в памяти яновичских евреев.
«Способные молодые евреи из Яновичей уезжали до революции учиться в Петербург как, например, мой дядя Мордехай Бумагин, – вспоминает Соломон Бумагин. – Мордехай стал инженером-железнодорожником, и всё это благодаря Иосифу Богдановичу, который помогал и денежно, и квартирой. Некоторые евреи жили в Петербурге месяцами у его сына Фомы Богдановича – известного архитектора, который построил в Яновичах церковь».
Евреи поселились в Яновичах в самом начале XVIII века. Занимались ремеслом и торговлей. Дороги людей разных национальностей, хоть и не часто, но пересекались. В семьях каждый говорил на своём языке, а при контактах люди разных национальностей находили общий язык и в переносном, и в буквальном смысле слова. На протяжении всей истории Яновичей здесь ни разу не было значительного межнационального конфликта.
С лёгкой руки Колоницкого А.Я. пошла гулять гипотеза, что местечко когда-то называлось Ямовичи, так как расположено в низине. Эта версия повторяется в статьях разных авторов. И, вероятно, имеет право на жизнь. Я всё же считаю более достоверной другую версию.
«Краткий топонимический словарь Беларуси» (В.А. Жучкевич, изд. БГУ, 1974 г., с. 419) даёт следующую трактовку названия. Оно образовано от имени Ян, Януш и близкого к нему производного от белорусского и польского имени Иван. В Беларуси это довольно распространённое название населённых пунктов. Шесть белорусских городов, посёлков, деревень называются Яновичи.
Через Яновичи проходил торговый путь из Поречья (ныне город Демидов Смоленской области) и других мест России в Витебск. Особенно активно он был задействован до строительства Рижско-Орловской железной дороги. Летом грузы перевозились по рекам Западная Двина и Каспля, а в зимнюю пору был проложен по Поречскому и Витебскому большаку гужевой маршрут. Кроме обозов с товарами проезжало много купцов и различных приказчиков. Всё это приносило местечку немалые доходы. Хорошо зарабатывали ремесленники, земледельцы, перевозчики грузов и, конечно, те, кто занимался торговлей. Богатело и росло само местечко.
В конце XVIII века через речку Вымнянку была построена плотина. А вместе с ней заработали паровая и водяная мельницы.
Из глубины веков дошли сведения о большой торговле лошадьми на «конских базарах»: в Яновичи съезжались люди из городов, местечек и деревень Витебской и Смоленской губерний.
Евреи называли полюбившееся им местечко Янович, или Яновиц. Когда рассказываю об этом, на историческую авансцену должны выйти люди в традиционной еврейской одежде, в ермолках, с пейсами, раз в год обязательно спешившие ко двору своего цадика – духовного лидера хасидов, праведника (так слово переводится с иврита).