Поиск по сайту журнала:

 

Ю.М. Пэн. Фото конца 1920-х гг.Несмотря на пристальное внимание к личности Юрия (Юделя) Моисеевича Пэна (1854–1937), как основателя первой частной художественной школы на современной территории Беларуси, остается ещё много белых пятен и спорных вопросов в его биографии.

Так даже дата открытия школы вызывала споры, и в публикациях можно было встретить самые различные варианты – 1892, 1896, 1897, 1898 годы.

 

Надо сказать, что долгое время источниками для даты основания школы были более поздние газетные публикации или воспоминания.

Так наиболее ранняя дата приезда Ю. Пэна в Витебск и основания школы, вероятно, восходит к биографии художника, составленной в середине 1930-х гг. сотрудником витебского краеведческого музея Н.Н. Богородским: «В 1891 году Ю.М. Пэн приезжает в Витебск, где и проходит в основном его творческая жизнь, посвящённая всецело делу распространения художественного образования. В 1892 году Пэн организовал единственную в Белоруссии художественную школу, которая послужила началом художественного образования в Витебске»[1]. Почти дословно это повторяется в статье директора Картинной галереи имени Ю.М. Пэна Е.П. Сумник[2]. Затем даты фигурируют в очерке об изобразительном искусстве Белоруссии Н.Г. Машковцева[3]. В итоге версия закрепилась в различных научных, энциклопедических и популярных изданиях и публикациях[4].

Однако в статьях 1910–1920-х годов зачастую дата не указывается и её нужно высчитывать, отнимая приводимые годы пребывания Пэна в Витебске от даты публикации.

Здесь первенство принадлежит Семёну Ан-скому (наст. Шлоймэ-Занвил (Соломон) Раппопорт, 1863–1920), который в первой крупной публикации, посвящённой персонально Ю. Пэну, опубликованной в 1912 г., сообщает: «После этого Пэн поселился в Витебске, где открыл художественную школу, в которой преподавал уже около 15 лет» [5]. Таким образом, получается 1897 г.

Затем ряд публикаций 1920-х гг., из которых математическим методом выводится 1896 г., например: «Исполняющееся в 1921 г. 25-летие художественной и педагогической деятельности Ю.М. Пэна в Витебске секция ИЗО постановила ознаменовать устройством выставки работ художника и торжественным чествованием»[6].

Сохранилась записка Н.И. Касперовича от 31 мая 1926 г. в Витебское окружное отделение профсоюза работников искусства (РАБИС): «Сёлета адбываецца 30 год працы віцебскага мастака Ю.М. Пэна, што бяспрэчна трэба адзначыць святкаваннем. Для гэтага прашу вызначыць юбілейную камісію і пачаць працу па арганізацыі юбілею і юбілейнай выстаўкі»[7].

Однако 27 марта 1927 г. на 2-м Витебском окружном съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было принято решение провести чествование художника Ю.М. Пэна в связи с 30-летием его творческой деятельности[8]. Следовательно, вновь 1897 г. В отчёте о съезде, опубликованном в газете «Заря Запада» сообщалось, что художник работал в Витебске «свыше 30 лет»[9]. В ряде статей 1930-х гг. и в некрологе художника датой приезда в Витебск указывается 1897 г.[10]

На рубеже 1980-х – 1990-х гг. возрос интерес исследователей к истории Витебской художественной школы. И в конце 1980-х гг. А.Г. Лисову удалось обнаружить в Национальном историческом архиве Беларуси «Список учебных мастерских и художественных кружков, расположенных в г. Витебске» (1904 г.), в котором указывается, что школа Ю. Пэна была открыта по «свидетельству» витебского губернатора от 19 ноября 1897 г. и начала работать в том же году[11]. Ссылка на этот документ приводится в работах Г.И. Казовского[12], Н.А. Гугнина[13].

Тем не менее, М.С. Рывкин и А.Л. Шульман относят открытие школы Пэна к 1896 г., но в их же монографии впервые воспроизводится объявление об открытии школы из «Витебских губернских ведомостей» (19 сентября 1898 г.)[14].

К середине 1990-х гг. как год основания школы утвердился 1897 г.

Заметим, что упомянутый «Список учебных мастерских и художественных кружков» датируется 1904 г. и возможно его составители не имели точной информации о фактическом начале занятий в школе, поэтому указали, что она была «открыта в том же году», то есть 1897 г.

Однако других свидетельств активности художественной школы не приводилось, а рекламные объявления в «Витебских губернских ведомостях» за 15, 17 и 19 сентября 1898 г. сообщали об открытии школы и начале занятий с 1 октября в доме Беленького по Большой Могилёвской улице.

Недавно удалось обнаружить ещё одно подтверждение этой даты. 5 августа 1898 г., а затем 8 и 12 августа в газете «Витебский листок» появилось следующее рекламное объявление: «ХУДОЖНИК Ю. ПЭН (аттестат академии художеств) имеет открыть в скором времени в городе Витебске КЛАССЫ РИСОВАНИЯ, ЖИВОПИСИ. Занятия будут приноровлены к программе для поступления в высшую художественную школу. Желающих посещать классы просят заблаговременно заявить письменно по адресу: г. Витебск, квартира г. губернатора, художнику Пену». Как свидетельствует объявление, почти за два месяца до начала занятий художник называет будущую школу «классами» и ещё не имеет для неё помещения, поскольку пользуется гостеприимством самого губернатора. Проживание в доме губернатора может свидетельствовать и в пользу недавнего появления Пэна в Витебске.

Об оказании поддержки художнику со стороны губернатора В.А. Левашова и его жены также было известно, но то, что он жил в его доме казалось не правдоподобным, хотя об этом сообщал Н.Н. Богородский: «Губернатор принял Юрия Моисеевича очень хорошо и отвёл в губернаторском доме особую для него комнату. <...> Губернатор не отпустил Юрия Моисеевича из Витебска, и он так и остался на всю жизнь в нём. От губернатора он получал заказы, а также по его рекомендации имел много клиентов. При помощи губернатора же он получил право на открытие в Витебске частной художественной школы, где он был единственным учителем».

К этому же периоду деятельности Пэна относится сохранившаяся в фондах ВОКМ благодарность, полученная художником от правления Общества витебских приказчиков за участие в благотворительном вечере в пользу общества, состоявшемся 7 ноября 1898 г.[15] В прессе удалось обнаружить ряд публикаций, отражающих участие Пэна в этом мероприятии.

Прежде всего, рекламные объявления в газете «Витебский листок» (31 октября, 4 ноября, 7 ноября 1898 г.), в которых сообщалось о проведении 7 ноября литературно-музыкального вечера в пользу Витебского общества приказчиков, третьим отделением которого указывалась постановка художником Пэном «живых картин» «Азра» и «Пред рассветом». 12 ноября в «Витебских губернских ведомостях» появилась краткая информация: «В первом отделении шёл водевиль А.П. Чехова «Предложение», а во втором Т.А. Майзель читала апухтинские письма, а Г.А. Ефрон – «Lucie» А. де-Мюссе, под аккомпанемент Е.С. Гиршберг. Затем начались танцы, во время которых художником г. Пэном были поставлены живые картины «Азра» и «Пред рассветом». Вечер носил семейный характер и прошёл оживленно»[16]. В «Витебском листке» ещё некоторые детали: «В 3-м отделении художником Пэном очень удачно были поставлены живые картины: «Азра» и «Перед рассветом». Вечер закончился танцами, затянувшимися до 5 час. утра». Вечер дал чистого сбора около 650 руб.[17]

Сюжетом для постановки «Азра», вероятно, послужило стихотворение Г. Гейне, фабулой которого стал эпизод из книги Ф. Стендаля «О любви» об арабском племени Бени Азра, мужчины которого были известны губительным любовным пылом. Молодой Азра у Гейне должен был погибнуть из-за любви к дочери султана. Стихотворение получило известность в России и А.Г. Рубинштейном был написан романс.

Об общественной активности Ю.М. Пэна свидетельствует членство в Обществе любителей изящных искусств и участие в его мероприятиях. Так 29 декабря 1902 г. «Витебские губернские ведомости» сообщили о проведении обществом 27 декабря литературно-музыкального вечера, посвящённого 25-летию со дня смерти Н.А. Некрасова: «Поэтому же случаю членом общества Ю.М. Пэном был нарисован портрет Некрасова. Портрет был декорирован материями, тропическими и цветущими растениями»[18]. Портрет Н.А. Некрасова работы Пэна не сохранился и не упоминается в списках работ художника.

Неизвестным оставалось перемещение мастерской Пэна с Большой Могилёвской улицы на Смоленскую улицу. Об этом сообщалось в объявлении 19 сентября 1901 г. и ещё дважды повторявшемся в других номерах: «Школа рисования и живописи художника Академии художеств Ю.М. Пэна переведена на Смоленскую улицу, в дом Глезермана. За подробными условиями следует обращаться в помещение школы по понедельникам, средам и пятницам, с 10 час. утра до 1 ч. дня, а в остальные дни – с 9 до 10 ч. утра»[19]. О начале занятий по этому адресу сообщалось и в октябре следующего года[20].

До недавнего времени не были известны, какие-либо упоминания о нахождении мастерской Пэна по вновь обнаруженному адресу, но подтверждением знакомства художника с Глезерманами является его работа «Портрет Глезерман с муфтой (Дама с муфтой)» (1907 г.) из фондов Витебского областного краеведческого музея (ВОКМ).

Точный адрес дома позволили установить документы Государственного архива Витебской области. В «Журнале учёта подотчётных лиц Витебского комитета по борьбе с безработицей на получение изделий из металла за 1918 г.» значится владелец посудного магазина М.И. Глезерман и указывается адрес – Смоленская улица, дом 14.

Если верить принятой дате учёбы Марка Шагала у Пэна – 1906 г. – то происходило это не на Гоголевской улице (до 1902 г. Большая Могилевская), а на Смоленской[21].

Несмотря на перестройки и ремонты, дом сохранил свой внешний фасад. На первом этаже сейчас расположились кассы Дома кино. Адрес здания – улица Ленина, 40.

В октябре 1910 г. мастерская вновь переместилась уже на получившее известность место: «Школа рисования и живописи художника Пэна переведена в дом Слуцкого по Гоголевской улице»[22].

Выставочная деятельность в Витебске на рубеже XIX – XX в. во многом определялась благотворительными целями и поддерживалась губернскими властями и получала широкое освещение в прессе. Известно, что Пэн принимал участие в художественной выставке в пользу Витебского общества попечения о детях (10 – 21 ноября 1899 г.), выставке произведений фотографов-любителей, произведений скульптуры, резьбы и выжиганию по дереву, художников-любителей и гальванопластики (11 – 25 марта 1901 г.).

Обойдена вниманием исследователей оказалась художественная выставка в пользу Общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам народных училищ Витебской губернии (1 – 12 декабря 1902 г.), организованная по инициативе председательницы общества баронессой С.М. Нолькен[23]. В критическом обзоре выставки зубной врач, пианист-любитель Григорий Абрамович Ефрон дал интересную характеристику выставленных Ю.М. Пэном работ: «Г. Пэн на наших глазах постепенно освобождается от ученически-академического письма, и успел приобрести характер, известную зрелость. Потеряна им прилизанная подражательная манера письма. Колорит его установился. Он тяжеловат, мало поэтичен, но не лишен выражения. А главное – он свой. Это – большое достоинство; в этом есть сила. Вещи его – это этюды, студии, и, как таковые, они нередко хороши и интересны. Такова его "Цыганка”, "Портрет г-жи Э”, "Над библией”. Но они отнюдь не картины, и совершенно напрасно он снабдил некоторые из них притянутыми за уши заголовками. Его "Рабочий с трубкой” вовсе не рабочий, в нём ничего для рабочего характерного нет; его “В раздумье” – не выражает ни какого раздумья, а просто позирующего весьма здорового юношу; его “С прошением о пенсии” изображает человека, который и мог бы, может быть, получать пенсию, но об этом, позируя вовсе не думал, как не думал и сам художник, присочинивший ему прошение за пазуху, конечно, уже впоследствии, ad hoc»[24].

По-прежнему привлекает внимание исследователей и общественности история убийства Пэна. Версий выдвигалось много и среди них есть самые невероятные и ни чем не обоснованные. В последнее время стало муссироваться мнение о том, что художника убили из-за его желания уехать за границу и вывезти свои работы. Об этом вспоминала внучатая племянница мастера Анна Герштейн (1923–2019), ссылаясь на рассказы своего отца. В доказательство приводится и цитата из письма Пэна к своей ученице Е.А. Кабищер-Якерсон[25].

Однако эта версия представляется нам весьма сомнительной. Прежде всего, потому, что в письме к Е.А. Кабищер-Якерсон речь идёт о готовившейся выставке Пэна в Берлине в 1930 г.: «В окончательную форму я ещё не могу сообщить, относительно точности поездки, т.к. жду вторичного ответа на детали некоторых вопросов. Но я уже начал действовать. Кроме того, я ещё не представил список отправляемых картин в Главискусство для цензуры, после чего оттуда приедет комиссия и решит: какие из отобранных картин попадут в рай или не попадут. По желанию Адольфа и семьи – я обязательно должен приехать к ним в мае или июне, пока что просит погостить вне абонемента, авансом. <...> От Шагала получил письмо – он тоже советует ехать и просит захватить с собою его работы, которые я спас от рук вандалов»[26]. По мнению исследовательницы Е.В. Ивановой упоминаемым в письме «Адольфом» может являться бывший владелец витебского пивоваренного завода «Левенбрей» Адольф Гозиасович Левинсон, проживавший в это время в Берлине.

Дополнительную информацию удалось выявить в газете «Berliner Börsenzeitung». В номере за 8 августа 1930 г. содержится анонс выставок в известной галерее Каспера (набережная Лютцова, 5), в котором сообщается о планируемой с 19 октября по 12 ноября «обширной выставки русского Юрия Пэна»[27].

В прессе 1930-х гг. есть упоминания о предполагаемой выставке Ю.М. Пэна в Берлине[28], а в биографии художника, написанной Н.Н. Богородским, говорится даже о том, что она состоялась. Помимо письма к Кабищер-Якерсон, сохранилось письмо художника Зиновия Горбовца, в котором он советует Пэну по вопросу организации выставки обратиться непосредственно к секретарю Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС)[29]. Сохранился и ответ заведующего отделом выставок ВОКС об ожидании ответа по этому вопросу из Минска и Берлина[30] и список из 37 работ для экспонирования[31].

Но, несмотря на усилия предпринятые художником, по каким-то причинам выставка в Берлине не осуществилась.

История жизни Юрия Пэна ещё полна загадок, но только новые документы, а не домыслы, могут помочь их разрешить.

Валерий ШИШАНОВ,
историк

[1] Богородский, Н.Н. Юрий Моисеевич Пэн (материалы для его биографии) // ВОКМ, н/а, ед. хр. 927/2.

[2] Сумник, Е.П. Ю.М. Пэн (1854–1937) / Е.П. Сумник // Советская Белоруссия. – 1940. – 1 марта. – С. 2.

[3] Машковцев, H.H. Изобразительное искусство Белоруссии / Н.Н. Машковцев // Искусство советской Белоруссии. – М.; Л.: Искусство, 1940. – С. 97.

[4] Орлова, М.А. Искусство Советской Белоруссии: Живопись. Скульптура. Графика. Очерки / М.А. Орлова. – М., 1960. – С. 36.

[5] С. Ан-ский. Ю.М. Пэн // Новый Восход. – 1912. – № 38. – Стб. 32–36.

[6] Из деятельности подотдела искусств. Секция ИЗО // Искусство. – 1921. – №2–3. – Апрель – май. – С. 27.

[7] ВОКМ, кп 15755/54.

[8] ГАВО. – Ф. 118. – Оп.1. – Д. 763. – Л. 9.

[9] Второй съезд Советов Витебщины. Чествование художника Ю.М. Пэна // Заря Запада. – 1927. – № 71. – 29 марта. – С. 2.

[10] Іцыгін, А. Буйнейшы мастак Беларусі / А. Іцыгін // Віцебскі пролетарый. – 1936. – № 132.  – 18 чэрв. – С. 3; Даркевіч, П. Старэйшы мастак Беларусі / П. Даркевіч // Віцебскі пролетарый. – 1936. – № 49.  – 3 сак. – С. 3; Ю.М. Пэн // Віцебскі пролетарый. – 1937. – № 49. – 3 сак. – С. 1.

[11] НИАБ. – Ф. 1430. – Оп. 1. – Ед. хр. 46377. – Л. 21.

[12] Казовский, Г. Художники Витебска = Artists from Vitebsk : Иегуда Пэн и его ученики / Г. Казовский. – М. : Имидж, [1992]. – С. 27.

[13] Гугнин, Н. Из истории Витебской художественной школы // Шагаловский сборник. – Витебск, 1996. – С. 102.

[14] Рывкин М. Запомните его имя. Юдель (Юрий) Пэн / М.С. Рывкин, А.Л. Шульман. – Витебск, 1994. – С. 7, 8.

[15] ВОКМ, кп 15755/43.

[16] Местная хроника // Витебские губернские ведомости (отдел неофициальный). – 1898. – № 135. – 12 нояб. – С. 5.

[17] Литературно-музыкальный вечер //Витебский листок. – 1898. – № 90. – 11 нояб. – С. 3.

[18] Местные известия// Витебские губернские ведомости. – 1902. – № 286. – 29 дек. – С. 2.

[19] [Школа рисования и живописи художника академии художеств Ю.М. Пена…] // Витебские губернские ведомости. – 1901. – № 212. – 19 сент. – С. 1; № 214. – 21 сент. – С. 1; № 216. – 23 сент. – С. 1.

[20] [В рисовальной школе Ю. Пена…] // Витебские губернские ведомости. – 1902. – № 228. – 15 окт. – С. 1; № 230. – 17 окт. – С. 1; № 232. – 19 окт. – С. 1.

[21] Мясоедова, С. Где находилась студия Пэна? / С. Мясоедова, В. Шишанов // Витебские вести. – 2017. – № 67. – 17 июня. – С. 11.

[22] [Школа рисования и живописи художника академии художеств Пена…] // Витебские губернские ведомости. – 1910. – № 233. – 17 окт. – С. 1.

[23] Местные известия // Витебские губернские ведомости. – 1902. – № 250. – 10 нояб. – С. 1.

[24] Г.Е. [Г.А. Ефрон]. Выставка картин в доме Кагана, на Замковой ул. // Витебские губернские ведомости. – 1902. – № 271. – 10 декаб. – С. 3.

[25] Арлоў, А. Праз поціск рукі ад Пэна / А. Арлоў // Культура. – № 26. – 29 чэрв. – 5 ліп.

[26] ВОКМ, кп 19762/5.

[27] Die Galerie J. Casper // Berliner Börsenzeitung. – 1930. – № 365. – 8. Aug. – S. 8.

[28] Пэўзнер, А.М. Аб творчасці народнага мастака Ю.М. Пэна / А.М. Пэўзнер // Маладняк.– 1930. – № 8–9. – С. 139.

[29] ВОКМ, кп 23641/15.

[30] ВОКМ, н/а, ед. хр. 15755/65.

[31] Список картин художника Ю.М. Пэна для посылки на выставку в Берлин // ВОКМ, н/а, ед. хр. 929/3.

Ю.М. Пэн. Фото конца 1920-х гг. Объявление в газете «Витебский листок» (1898, 5 августа). Объявление в газете «Витебские губернские ведомости» (1898, 17 сентября). Объявление в газете «Витебские губернские ведомости» (1901, 19 сентября). Объявление в газете «Витебские губернские ведомости» (1902, 15 октября). Объявление в газете «Витебские губернские ведомости» (1910, 17 октября). Объявление в газете «Berliner Börsenzeitung» (1930, 8 августа). Касса Дома кино, бывший дом Глезермана. Фото, апрель 2017 г. Бразер, А. Портрет Ю. Пэна. Обложка журнала «Трибуна искусства» (1925, №5, 10–17 марта). Лейтман, Л. Художник Пэн за работой. Газета «Советское искусство» (1937, 5 марта).