Если прогуливаться по Смоленску по улице Маршала Жукова, то непременно обращаешь внимание на достаточно внушительное здание колледжа телекоммуникаций, располагающегося напротив Дома Офицеров. Если взглянуть на до- и послереволюционные фотографии этого сооружения, то узнать его достаточно сложно. Ведь это было одно из красивейших культовых сооружений Смоленска – синагога.
Дело в том, что Смоленск был и остается достаточно многонациональным приграничным городом, который очень точно в своём автобиографическом произведении «Летят мои кони» назвал «городом-плотом» наш земляк, писатель Борис Васильев:
«Мне сказочно повезло: я увидел свет в городе Смоленске. Повезло не потому, что он несказанно красив и эпически древен — есть множество городов и красивее, и древнее его, — повезло потому, что Смоленск моего детства ещё оставался городом-плотом, на котором искали спасения тысячи терпящих бедствие. И я рос среди людей, плывущих на плоту.
Город превращают в плот история с географией. Географически Смоленск — в глубокой древности столица могущественного племени славян-кривичей — расположен на Днепре, вечной границе между Русью и Литвой, между Московским великим княжеством и Речью Посполитой, между Востоком и Западом, Севером и Югом, между Правом и Бесправием, наконец, потому что именно здесь пролегла пресловутая черта оседлости. История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок. И всё это разноязыкое, разнобожье и разноукладное население лепилось подле крепости, возведённой Федором Конем ещё при царе Борисе, и объединялось в единой формуле: Житель города Смоленска».
ТРИ СИНАГОГИ
Согласно некоторым данным еврейское население появилось в Смоленске ещё в конце XIII века и, несмотря на многочисленные гонения и притеснения, постепенно обустроилось сначала на городских окраинах, а потом и ближе к центру. Как следствие, должны были возводиться и культовые сооружения. Как пишет краевед Леонид Степченков, первый иудейский молельный дом построили в 1850-х годах, он находился в частном доме. К концу позапрошлого века ещё две деревянных синагоги появились на Рыбацких улицах (1-я и 2-я Садовые). Они были выполнены в восточном стиле, но сгорели в войну. До сих пор их изображений не обнаружено.
Данные о строительстве синагоги на Кадетской (ныне – Коммунистическая) в разных источниках немного расходятся, но, если верить справке из Государственного архива Смоленской области, то Смоленская хоральная синагога была построена в 1909-10 годах. Как свидетельствуют документы Смоленского губисполкома, в праздники синагогу посещало 1,5 – 2 тысячи верующих.
Интересный факт, изначально здание украшали два купола, но в скорости их убрали, якобы они «оскорбляли чувства» православных.
ТАИНСТВЕННЫЙ ЗАПУТРЯЕВ
Автором проекта смоленской синагоги стал последний городской архитектор Смоленска, принадлежавший к петербургской школе архитекторов, Николай Запутряев. Несмотря на многочисленные пробелы в биографии этого удивительного человека, можно отметить, что за свою карьеру, прерванную репрессиями, он успел построить в городе целый ряд интереснейших зданий в Смоленске: музей Великой Отечественной войны (тогда – училище памяти 1812 года), старый корпус больницы «Красный крест», Смоленский областной институт развития образования (Институт усовершенствования учителей (тогда – народное училище), главный корпус медакадемии (хотя по этому поводу много споров) и несколько других сооружений.
«Формы синагоги в основном имитировали мавританскую архитектуру (подковообразные арки, проёмы со ступенчатым напуском в перемычке), в то же время отражая крепостной характер синагог Польши, Галиции, Подолии, Волыни. На главной фасаде три входа с навесами на столбах размещались в строгом соответствии с религиозной традицией, однако главное окно – против арон-кодеша (специальное хранилище для свитков Торы — прим авт.) было сделано не круглым, а с полого-килевидным верхом, как в мусульманских постройках. Во дворе синагоги имелась каменная ограда», — говорится в архивной справке.
Говорят, что для строительства синагоги в Смоленске архитектор Николай Запутряев специально ездил в Палестину для ознакомления с местными архитектурными стилями.
БОРЬБА С БОГОМ
Антирелигиозные настроения, которые постепенно начали подниматься в России в 20-х годах ХХ века, докатились до культовых сооружений города Смоленска. Началось повсеместное закрытие церквей, в свой час пришла очередь и синагоги. Вот что по этому поводу 5 августа 1928 года писал газета «Рабочий путь»:
«2 И 3 АВГУСТА ПО ГОРОДУ БЫЛИ ОРГАНИЗОВАНЫ МИТИНГИ ТРУДЯЩИХСЯ-ЕВРЕЕВ. НА ВСЕХ МИТИНГАХ ПРИНЯТЫ ЕДИНОДУШНЫЕ РЕЗОЛЮЦИИ, ГОРЯЧО ПРИВЕТСТВУЮЩИЕ ГУБИСПОЛКОМ ЗА ЕГО РЕШЕНИЕ О ПЕРЕДАЧЕ СИНАГОГИ ПОД КЛУБ. РАБОЧИЕ-ЕВРЕИ ТРЕБУЮТ ОТ ВЦИКА УТВЕРЖДЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГУБИСПОЛКОМА». ЭТО ДЕЙСТВО ПРИЗНАЛИ “АКТОМ ВЕЛИЧАЙШЕЙ ВАЖНОСТИ ДЛЯ КУЛЬТУРНОГО РАСКРЕПОЩЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ ТРУДЯЩИХСЯ МАСС ОТ РЕЛИГИОЗНОГО ДУРМАНА”».
А постановлением горсовета от 16 ноября 1933 года была закрыта и передана под детский сад одна из синагог на 1-й Садовой улице.
По данным Леонида Степченкова к 15 годовщине Октябрьской революции в 1932 году в здании синагоги был открыт кинотеатр «Пятнадцатый».
Вот как об этом пишет Борис Васильев:
«Я УСТРОИЛАСЬ БИЛЕТЕРШЕЙ В ПЯТНАДЦАТУЮ СИНАГОГУ, — ЗАЯВИЛА БАБУШКА. ОНА ПУТАЛА МНОГОЕ ПО ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТИ, ТРОГАТЕЛЬНО ПРОНЕСЁННОЙ ЕЮ СКВОЗЬ ТРИ РЕВОЛЮЦИИ… ВОТ С ЭТОГО БАБУШКИНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ И НАЧАЛОСЬ МОЁ ЗНАКОМСТВО С КИНЕМАТОГРАФОМ, ПОСКОЛЬКУ КИНОТЕАТР ОКАЗАЛСЯ БЛИЖЕ, ЧЕМ ШКОЛА… Я МНОЖЕСТВО РАЗ СМОТРЕЛ “КРАСНЫХ ДЬЯВОЛЯТ”, “ДВОРЕЦ И КРЕПОСТЬ”, ЧЕЙ-ТО “СПАРТАК” И ЧЬЮ-ТО “КУРТИЗАНКУ”, КАКОГО-ТО “НАПОЛЕОНА” И НЕИЗВЕСТНО КЕМ СОЗДАННЫЙ БОЕВИК ОБ АНГЛО-БУРСКОЙ ВОЙНЕ. И СОТНИ ИНЫХ ФИЛЬМОВ…»
Во время оккупации кинотеатр отдали для нужд немецких солдат, и над входом появилась табличка Soldatenkino.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИЗНИ
Во время войны здание синагоги было значительно разрушено, историки часто спорят, остался ли цел только фундамент или также и стены.
«В документах смоленской областной чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в сообщении от 4 октября 1943 года отмечается, что кинотеатр “15 лет Октября” на 1000 мест разрушен, оборудование сожжено и уничтожено», — говорится в архивной справке.
Как бы там ни было, после войны на руинах синагоги возвели электротехникум (ныне — Смоленский колледж телекоммуникаций), который существует до сих пор.
В его современном облике уже не узнать пышное здание в мавританском стиле, но всё-таки, даже не сведущий человек, зацепившись за него взглядом, понимает — это что-то интересное.
Принято полагать, что современная синагога в Смоленске появилась в 2012 году совсем неподалеку от старой, по адресу Исаковского, 9. Она была построена на частные средства и объединила в себе не только культовое сооружение, но и еврейский общинный центр, который стал магнитом притяжения для всех иудеев Смоленска. Все гости нового здания отмечают его красоту, а самые восхищённые поэтически называют «Домом нашей Души».
23 сентября 2012 г. евреи Смоленска и гости города стали свидетелями и участниками открытия новой синагоги «Бейт Малкин» – значимого и яркого события для местной общины.
В 2012 г. мы видим вновь отстроенное здание. Прежняя историческая постройка, та самая Хоральная синагога, принадлежавшая еврейской общине, к сожалению, не была передана евреям в рамках возврата всех религиозных культурных ценностей. Приобрели здание вместе с землей на аукционе, восстанавливать этот ветхий объект с не менее насыщенной биографией. Первоначально бывшее здание нашей общины (купленное после перестройки на аукционе, не та самая Хоральная синагога, которую сегодня занимает техникум связи. – Я. Л.) возводилось в 1947 г. для первого секретаря смоленского обкома партии, а когда он был репрессирован и расстрелян, в стенах этого здания располагались детский сад, больница для недоношенных детей. С горбачевской перестройкой дом оказался опустевшим, заброшенным, его выставили на аукцион, где его и приобрели. С помощью спонсоров уже в новых стенах мы создали общинный центр «Бейт Малкин». И здесь обязательно следует упомянуть нашего основного мецената Ефима Наумовича Малкина, ведь данное сооружение возведено в память о его родителях.
Религиозная организация ортодоксального иудаизма
«Еврейская община г. Смоленска» «Дом для Души».