В конце XIX и начале XX века евреи играли важную роль в экономике Беларуси. Они были активными участниками торговли, занимались финансами и ремёслами. Еврейские купцы занимались внешней и внутренней торговлей, имели свои магазины, склады и предприятия. Они способствовали развитию рынков и обмену товарами.
Согласно статистическим данным на 1903 год [1], еврейские купцы на территории современной Беларуси занимали главенствующее положение в торговле зерном (95,2 % всех самодеятельных), одеждой, тканями (94,6 %), сельскохозяйственными продуктами (93,0 %), стройматериалами, топливом (91,8 %), кожей, мехами (89,3 %), металлическими изделиями, машинами, оружием (89,3 %), живым скотом (83,4 %), предметами домашнего обихода (83,4 %). Евреи, владевшие посредническими, комиссионными, транспортными, рекламными и подобными конторами, составляли 89,9 %, собственникам-евреям на 90 % принадлежала разносная и развозная торговля.
Согласно исследованиям конца XIX – начала XX века в Витебской губернии проживало около 180 тыс. евреев, из которых 4443 были купцами. Были купцы и в местечке Колышки. Одним из них был предок авторов – купец Первой гильдии Давид Иткин.
Давид Иткин жил в Колышках в конце 19 – начале 20 века. Откуда он приехал доподлинно неизвестно, однако велик шанс что родился в районе Орши – как раз около 1870 года появляются в Колышках первые Иткины, а они – оршанского происхождения.
Профессор Роальд Незлин вспоминал, что во время дела врачей, когда его отец и дядя были арестованы, бабушку – Игуду Иткину (дочь Давида Иткина) отправили к родственникам в Оршу. Этот факт тоже указывает на возможное происхождение Давида из Орши.
В конце XIX века Колышки были крупным местечком. В 1897 году здесь жили 1568 человек, из них – 1127 евреев. В 1906 году в Витебске был издан «Список населённых мест Витебской губернии». В нём указано, что в Колышках 853 деревянные постройки, из них 252 – жилые [2].
Отца Давида звали Бениамин, а мать – Хана Рива, жену – Муся. В списке купцов «Вся Россия» за 1911 год о нём написано: «Иткин Давид Бениаминович, торговец сукном, Колышки, Витебский уезд, Витебской губернии».
У Давида Иткина было 6 детей: Вульф (1865 года рождения, предок авторов этой статьи), Калман, Залман, Исаак, Соня (1885 г.р.) и Юдифь (Игуда) (около 1875 года рождения).
Основная информация о Давиде Иткине почерпнута из воспоминаний его внука, сына Юдифи, профессора Соломона Незлина [2, 3]. Давид Иткин родился в небогатой еврейской семье. О детстве Давида авторам ничего не известно. В возрасте 15 лет он проявил инициативу и отправился в Тамбовскую губернию, где купил партию лошадей у местных помещиков и выгодно продал их крестьянам. Вернув родителям взятые взаймы деньги, он вскоре переехал в местечко Колышки. В 16 лет Давид женился и построил просторный двухэтажный дом, в котором впоследствии жил со своею семьей. Он занялся торговлей льном, который покупал у крестьян, обрабатывал с помощью молодых деревенских парней и отправлял вагонами витебским купцам для экспорта в Германию. Благодаря этому бизнесу Давид стал состоятельным человеком и обеспечивал свою многочисленную семью.
Следуя еврейской традиции благотворительности, он помогал местным беднякам, часто без огласки. В субботу за его столом нередко сидели приезжие нищие евреи. Его честолюбие и уважение к нему со стороны общества привели к тому, что его часто выбирали на почётный пост старосты погребального общества (хеврат кадиша). Давид проявлял большой интерес к историческим событиям, следил за международной политикой. Он был патриотом еврейского народа и поддерживал национальное движение. В его гостиной висел фотопортрет основателя Всемирной сионистской организации Теодора Герцля.
Как отмечается в воспоминаниях профессора Соломона Незлина, Давид Иткин занимался благотворительностью. На его деньги была построена синагога, получившая в народе имя «синагога Иткина» [4].
Некоторое время назад авторы получили письмо от кандидата исторических наук Константина Карпекина, главного хранителя фондов Государственного архива Витебской области, в котором содержались копии архивных документов, хранящихся в Национальном историческом архиве Беларуси, связанных со строительством этой синагоги. На присланной господином Карпекиным фотографии изображен «Проект на постройку деревянного молельного дома мещанина Давида Бениаминовича Иткина в местечке Колышки Витебского уезда на Микулинской улице». Из присланных господином Карпекиным копий документов следует, что в феврале – марте 1904 года строительное отделение Витебского губернского правления рассмотрело и одобрило строительство молельного дома. (Губернское правление следило за точным исполнением законов, поддерживало порядок во всех городах, сёлах и деревнях губернии; решало исполнительные дела, требующие скорого отправления; накладывало арест на имения за долги по приговору суда.)
Константин Карпекин в статье «Местечко с пятью синагогами» так описывает судьбу синагоги Иткина при советской власти: «31 декабря 1919 года местечковый исполком издал постановление о передаче синагоги под “заразный барак”, то есть для лечения инфекционных больных, а 5 января 1920 года вновь созданный Колышанский революционный комитет утвердил данное постановление. При этом, на заседании ревкома представители власти отметили, что синагога имеет “частный характер” – сюда ходят молиться едва ли не только родственники господина Иткина, и вообще здание очень подходит для расположения здесь больницы. Дальнейшие метаморфозы можно восстановить с помощью письма Колышанского местечкового совета Лиозненскому районному исполнительному комитету, датированного 11 января 1926 года. В нём председатель местечкового совета сообщал в районный центр, что своё здание он собирается отдать в аренду под аптеку. Чтобы где-нибудь расположить свою канцелярию, местечковый совет решил занять здание всё той же синагоги Иткина, которая в то время, по всей вероятности, оказалась никем не занятой. На момент написания письма представителями местечковой власти уже велись переговоры с работниками на предмет перевозки деревянного здания синагоги на Базарную площадь. Можно с уверенностью судить, что после этого синагога к верующим уже не вернулась».
И ещё о семье купца Давида Иткина. 31 мая 2024 года состоялось открытие Мемориала «Еврейское кладбище местечка Колышки» [5]. Среди кладбищенских надгробий оказалось и надгробие Муси Иткиной – жены Давида Иткина. Из эпитафии узнали имя её отца – Моше.
Авторы приносят благодарность Константину Карпекину за присланные архивные материалы и Алексею Усвятцеву за фотографию мацевы Муси Иткин.
Источники информации
1. Ю. В. Функ, Социально-экономическое положение еврейского населения на территории Беларуси в конце XIX – начале XX в. Веснік БДУ. Сер. 3. 2013. № 3 с. 3 – 11.
2. Аркадий Шульман, Откуда есть пошли Колышки, Библиотека журнала "МИШПОХА". Серия "Мое местечко". С. 119, Минск, Медисонт, 2009.
3. Pavel Bernshtam family site, https://bernshtam.name/
4. Константин Карпекин, Местечко с пятью синагогами, МИШПОХА №24, 2009.
5. Аркадий Шульман, Мемориал «Еврейское кладбище местечка Колышки», https://www.mishpoha.org/aktualnoe-intervyu/1915-memorial-evrejskoe-kladbishche-mestechka-kolyshki Иллюстрации 2-4
Судя по приведенному на фото генеральному плану (см. рисунок) молельный дом 1 находился рядом с деревянными постройками, принадлежащими Иткину и, по-видимому, располагался на его земле.
Владимир и Павел Бернштам