Журнал Мишпоха
№ 6 (6) 2000 год
Обрядовая пряжка
Серебро, ковка, гравировка.
Местная работа,
начало ХХ века.
Из собрания автора
Торашильд.
серебро, золочение, гравировка.
Местная работа, первая пол. XIX века.
Из собрания автора
© Журнал "МИШПОХА" |
Клуб “Коллекционер”
Голосов Виктор
Ведущий научный сотрудник Витебского областного краеведческого музея
Cреди еврейских праздников особое место занимает Иом-Киппур – День искупления, день прощения, в русском варианте Судный день. В еврейской традиции это самый важный праздник. “И да будет для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте… ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты перед лицом Бога”. (Левит: 16-29-31). Иом-Киппур считается днем окончательного решения судьбы человека в наступающем году. Это день молитвы и поста. В отличие от других праздников, почти во всех общинах молящиеся облачались в таллит, и во время вечерней молитвы кантор и особо ревностно верующие облачались в белый китл, напоминающий саван и символизирующий тленность человеческого бытия.
В Восточной Европе в этот день при совершении молитвы было принято перепоясываться особым поясом с пряжкой. Пряжки обрядовых поясов, редко встречающиеся в Западной Европе, были широко распространены в Беларуси, Литве и Польше. Серебряные прямоугольные пряжки простой и строгой формы в большинстве случаев содержали сложные композиции геральдического характера с изображением львов, грифов и птиц, заключенных в рамку геометрического или растительного орнамента. Наряду с этими произведениями высокого ювелирного искусства мастеров Варшавы и Вильно встречаются и чрезвычайно простые пряжки, содержащие лишь фигурные рамки с текстами или изображениями, выполненными местечковыми мастерами. Форма предмета отходит на второй план, уступая место орнаменту в духе примитива, широко распространенного в народном искусстве. В центре пряжки, поддерживая ее ритуальное значение, часто изображался магендовид.
Шестиконечная звезда – гексаграмма широко известна уже с бронзового века, когда она использовалась в декоративных и, возможно, в магических целях у многих народов. Первое известное изображение гексаграммы у евреев относится к VII веку до н.э. (печать в Сидоне). В эпоху Второго Храма она часто встречается как среди евреев, так и у неевреев. В арабских странах гексаграмма была известна под названием “печать Соломона”, затем под этим названием она встречается в еврейских средневековых рукописях и широко используется в качестве талисмана в мезузах X-XIV веков.
Употребление выражения “магендовид” в отношении гексаграммы встречается с начала XIV века и постепенно вытесняет название – печать Соломона. В 1354 году император Карл IV даровал еврейской общине Праги собственный флаг с изображением магендовида на красном поле. С тех пор евреи Австрии, Италии, Нидерландов, а затем и других стран переняли магендовид в качестве еврейского символа. Широкое распространение магендовид получил в XIX веке, что объясняется стремлением евреев найти простой символ иудаизма, аналогичный христианскому кресту. Тогда же он был признан символом сионистского движения.
Наряду с серебряными изделиями с клеймами – указанием мастера и места изготовления -
|
встречаются пряжки высокохудожественного оформления, но без клейм, то есть анонимные. Это означает, что данный предмет не был представлен в пробирный надзор вопреки требованиям законодательства тех лет и изготовлен нелегально. В основном анонимными являются обрядовые предметы с еврейской символикой, изготовленные в Российской империи в начале ХХ века, когда по стране прокатилась волна погромов и антисемитизм стал почти государственной политикой империи. Репрессии властей дали противоположный эффект: многие, даже уже ассимилированные евреи, остро почувствовали принадлежность к народу и вернулись к своим истокам, обратясь к вере и обычаям предков. Возрос интерес к обрядовым предметам, и мастера, не имея возможности официально создавать и реализовывать эти предметы, изготовляли их подпольно.
Одним из интереснейших видов декоративно-прикладного искусства иудаики являются торашильды – необходимые элементы убранства свитка Торы. Они предназначены для скорейшего нахождения в священном Писании нужного места, которое принято читать в определенные праздники или Субботу, и служили своего рода закладками при чтении. Торашильды или, как их еще называли, тасы изготовлялись в виде серебряных щитков и с помощью серебряной цепочки крепились к навершию стержня свитка Торы – эц хаима. Плоская поверхность щитка позволяла мастерам вложить в его орнамент максимум фантазии и умения. В центре щитка размешался текст в обрамлении растительного рисунка, геометрического орнамента или зооморфного мотива - изображением львов, птиц, белок, оленей и т.д. Наряду с высокохудожественными торашильдами встречаются экземпляры близкие к народному творчеству, изготовленные местечковыми серебряных дел мастерами. Уступая по техническому уровню и примитивному изображению многим другим торашильдам, изготовленным в крупных центрах ювелирного искусства Польши и Литвы, они являются большой редкостью. В тексте указывалось событие, по поводу которого совершалось дарение торашильда. Чаще всего они дарились женщинами синагоге в память важнейших событий в жизни семьи. Гораздо реже встречаются торашильды с семейными пожеланиями. В состоятельных семьях было принято на свадьбу родителями жениха дарить молодым Тору с соответствующим дарственным торашильдом. В данном случае текст гласит: “Это подарил Менахем – Мендл сыну, который был знатоком Торы и отличался хорошим поведением”. Текст обрамлен изображением из цветов и листьев – символом вечно обновляемого Древа Жизни. Проба 12, которую мастера могли самостоятельно ставить на свои изделия, следуя существующему в Польше и Литве обычаю до середины XIX века, говорит о местном изготовлении торашильда.
Торашильды – эти декоративные пластины составляют одну из наиболее ярких страниц в народном искусстве евреев Восточной Европы и России и являются гордостью многих государственных собраний стран мира, а также ряда частных коллекций.
|
© журнал Мишпоха |
|
| |